Без розовых очков

Игорь Орлов: «Улыбающийся губернатор или формальные соглашения не несут за собой никакой экономики. Взаимодействие власти и бизнеса проверяется долгосрочными отношениями, законодательными инициативами правительства, четким исполнением инвесторами своих обязательств»

Фото: правительство Архангельской Области

Игорь Орлов возглавил Архангельскую область в феврале 2012 года. До этого назначения он ни дня не пробыл на государственной службе: выпускник Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Орлов долгие годы занимал различные должности на судостроительных предприятиях Архангельской и Калининградской областей. Неудивительно, что приход «корабелоориентированного» губернатора был расценен прежде всего как необходимость формирования в Архангельской области мощного судостроительного кластера с центром в Северодвинске. В интервью «Эксперту С-З», состоявшемся накануне празднования 75-летия образования Архангельской области, Игорь Орлов признал, что эта задача – действительно одна из приоритетных для его команды, однако экономика региона будет развиваться разнонаправленно.

– Как вы оцениваете первые месяцы своей службы на посту губернатора?

– Ощущения совпадают с тем, что сказал мне Владимир Путин на встрече перед назначением: это хороший мужской вызов. Работа губернатором – нечто иное, чем моя предыдущая карьера на производстве и в бизнесе. Здесь больше политики, другие управленческие решения, иные экономические постулаты. Я ставил перед собой задачу как можно быстрее сформировать четкие условия деятельности властных структур региона, принять решения, которые зададут качественные векторы развития области на кратко- и среднесрочный периоды. Думаю, основные мероприятия были успешными. За эти полгода объехал почти всю область, чтобы своими глазами увидеть, что происходит в районах…

– И как вам увиденное?

– Я в восторге от Архангельской области. Это многоплановый, очень интересный регион. Разная экономика, разные культурные уклады.

Конечно, не обошлось без отрицательных моментов, связанных прежде всего с формированием команды. Я пригласил на работу в органы государственной власти в основном таких же, как и я, выходцев из бизнеса. Оказалось, что не всем дано встроиться в схему госуправления, работать в системе координат, которую предлагает губернатор. Поэтому процесс формирования и настройки будет продолжаться. Но это ни в коем случае не пойдет во вред социально-экономической ситуации в области, все заявленные программы развития успешно реализуются.

Демографический принцип

– Однако ситуация в области остается непростой…

– Регион в последние годы развивается, основные тренды показывают качественный рост. Мы находимся в положительной динамике по росту объемов производства. Конечно, есть над чем работать, к примеру юг области может стать более эффективным в сегменте сельскохозяйственного производства. Не хватает предприятий, ориентированных на переработку и выпуск сельхозпродукции. Хороший рост демонстрируют строительный сектор, обрабатывающая промышленность. И, конечно, мощное развитие показывает судостроение: по итогам первого полугодия 2012-го этот сектор промышленности демонстрирует рост производства в 1,6 раза к аналогичному периоду прошлого года.

Но я ни в коем случае не собираюсь надевать всем розовые очки. Один из основных показателей работы правительства – не достижение тех или иных экономических величин, а цифры притока и оттока населения. Можно сколько угодно хвалиться, к примеру, ростом инвестиций в основной капитал, но если люди в поисках лучшей доли уезжают из области – это очень негативный факт. Оценка деятельности любого представителя исполнительной власти будет основана именно на демографическом принципе. Верят люди в то, что в конкретном районе можно жить дальше, видят позитивные изменения – значит, никуда не уедут. Если уезжают, значит, что-то мы делаем не так. Конечно, сразу ситуацию с оттоком населения не переломить, но можно констатировать, что количество выезжающих постепенно снижается. Кроме того, наш регион вошел в тройку лидеров в Северо-Западном федеральном округе по рождаемости.

Архангельская область имеет очень большой потенциал развития за счет огромной территории, многоплановости экономики. Если задачи, которые поставило перед собой правительство региона, будут планомерно решаться и люди нам поверят, уверен, все отрицательные тенденции удастся переломить.

– В конце июля президент Путин провел в Северодвинске совещание по проблематике развития судостроительного комплекса. Можно ли говорить о том, что заинтересованность в решении проблем судостроительных предприятий, которую демонстрирует высшее руководство страны, обеспечит необходимые условия для развития этого промышленного сегмента, столь важного для экономики Архангельской области?

– На мой взгляд, у Северодвинска все шансы стать центром судостроительного кластера, работающего в сегменте сверхсложных технологий по созданию морских сооружений, в том числе атомных подводных лодок, который формируется в регионе. Северодвинск развивается в основном в рамках государственной программы по поддержке моногородов – поступают значительные инвестиции, которые меняют его облик, формируют более качественную среду обитания. Кластерное развитие позволит решать эти задачи на новом уровне. Концепция судостроительного кластера уже представлена в правительство РФ, и я уверен, что он войдет в число проектов, которые получат приоритетный статус. А это новые государственные инвестиции в модернизацию предприятий, новые инвестиции Объединенной судостроительной корпорации как в собственное производство, так и в инфраструктурные проекты. Это естественное развитие отрасли, которое позволит в новых экономических реалиях строить лучшие в мире суда.

– Инвестиции в судостроение – это прежде всего инвестиции государства. Не окажутся ли на этом фоне забыты нужды частных инвесторов, которые реализуют проекты в других секторах промышленности?

– Ни в коем случае. Мы готовы продемонстрировать бизнесу свое желание вести диалог, свою открытость. Формируются институты, которые позволят не просто услышать инвестора, но и быстро реагировать на его проблемы. Надеюсь, это даст положительный эффект. Согласитесь, улыбающийся губернатор или формальные соглашения не несут за собой никакой экономики. Взаимодействие власти и бизнеса проверяется долгосрочными отношениями, законодательными инициативами правительства, четким исполнением инвесторами своих обязательств.

В Архангельской области реализуется ряд крупных промышленных проектов. К примеру, Группа «Илим» инвестирует в развитие бумажного производства, строительство завода по выпуску мелованной бумаги, компания «ЛУКОЙЛ» вкладывает средства в добычу алмазов. Крупным инвестором стал «Газпром», финансирующий проекты по развитию теплоэнергетики и газоснабжения. То есть в регионе работают серьезные институциональные инвесторы. Но мы, безусловно, заинтересованы в новых направлениях инвестиций. Есть интересные проекты по транспортному развитию, лесопереработке. Рассчитываем на проекты, которые реализуются по схеме государственно-частного партнерства. Очень хотим привести в строительный сектор региона новые компании для возведения как жилых домов, так и объектов социальной инфраструктуры.

Без набора деклараций

– Появление в структуре правительства области заместителя губернатора, отвечающего исключительно за развитие Соловецкого архипелага, – дань моде на проекты по комплексному развитию территорий?

– Это дань статусу Соловецкого архипелага. Соловки не принадлежат исключительно Архангельской области, это достояние всей России. Поэтому рассматривать архипелаг просто как одно из муниципальных образований в регионе в корне неверно – он требует особого подхода даже в бытовых мелочах.

А если есть проект, который требует очень большого внимания, его статус должен быть обеспечен и должностью куратора, и полномочиями, и финансовыми ресурсами. Поэтому создан профильный институт заместителя губернатора, основная задача которого – максимально сбалансировать все взаимоотношения на архипелаге. Разрабатывается комплекс мер, способных обеспечить социальную, экономическую и логистическую стабильность архипелага.

– Каково в целом качество работы муниципалитетов?

– Этой работой я не удовлетворен. Конечно, есть и объективные объяснения, почему муниципалитеты не в полной мере используют предоставленные им федеральным законом №131 полномочия. Полномочия-то им дали, а возможностей для их реализации, прежде всего финансовых, не хватает. Зачастую глава поселения не может исполнить требования, предъявляемые надзорными государственными органами, к примеру по ремонту школ или дорог, из-за ограниченности в финансировании. Поэтому необходимо внести изменения в муниципальное законодательство, которые позволят усилить полномочия муниципальных органов, обеспечить исполнение этих полномочий ресурсами. И организационными, и финансовыми.

В октябре в Архангельской области состоятся прямые выборы 159 глав муниципальных образований. Стоит задача не просто провести выборы, а сразу после них создать систему обучения избранных руководителей. Думаю, это позволит минимизировать риски от некачественного управления муниципалитетами в дальнейшем.

– Не так давно в Архангельске прошло первое после долгого перерыва совместное совещание правительств Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО). НАО формально подотчетен Архангельску, однако последние годы во взаимоотношениях между двумя регионами зрело напряжение. Можно ли сказать, что топор войны зарыт?

– Если две стороны находятся в состоянии жесткого противостояния, то в выигрыше всегда оказывается третья сторона. Мы несколько раз встречались с губернатором НАО Игорем Федоровым, обсудили проблемные вопросы, легко друг друга поняли. Наше совместное желание – прекратить междоусобицу и начать нормальный диалог, учитывая, что отношения давние и проблем совместных много. Мы встретились на уровне губернаторов и членов правительств, пообщались, поняли, что лучше такое общение, чем обмен злыми письмами. Есть хорошая тенденция – усиливать и дорабатывать рамочные соглашения между Архангельской областью и НАО: надо дороги строить, коммуникации налаживать, реализовать совместные производственные проекты.

В целом, на мой взгляд, ревность регионов в отношении друг друга не всегда оправданна. Да, каждый регион всегда будет преследовать свои цели. Но совершенно очевидно, что есть много пограничных проектов, которые принесут прибыль всем участникам. Если между Коношей и Вожегой надо построить автомобильную дорогу, по которой транспортные грузы поступают на юг Архангельской области, я обсуждаю это с губернатором Вологодской области. Если возникает проблема по рыбопереработке, мы всегда сможем найти взаимную заинтересованность с Мурманской областью. Если не загружен мясоперерабатывающий завод в Мезени, а олени рядом – в 30 км, в НАО, тоже нужно сесть и договориться. Мы разные, со своими локальными задачами, но живем рядом, а значит, вместе.

– Правительство Архангельской области уже приступило к формированию бюджета на 2013 год. Каким он будет?

– Бюджет будет тяжелым. Бюджеты муниципальных образований перегружены расходными обязательствами. Я выступаю за введение режима жесткого самоконтроля при расходовании средств всеми ветвями власти, в том числе это касается организации и проведения электронных торгов при размещении государственного заказа.

Финансовый закон будет соотнесен с показателями новой социально-экономической стратегии развития региона, которая разрабатывается в настоящее время. Существующую стратегию я называю набором правильных деклараций. Цифровые показатели, которые там заложены, ничего не дают для понимания того, как будут жить люди в Архангельской области. У всех министров правительства разработаны так называемые дорожные карты. Исходя из этого, из конкретных показателей, понятных людям, и будет составлен бюджет.

При этом надо понимать, что бюджет – не просто набор проектов: это и система управления. Я подписал постановление об основах разработки бюджета на 2013-й и последующие годы на основе программно-целевого метода. В нем должны быть заложены не пожелания губернатора или министров, и уж тем более не чьи-то лоббистские интересы, а решения, которые зададут тренды развития области. Экономика должна быть понятной и встроенной в интересы всех жителей региона. Этим и будем заниматься. 

Архангельск – Санкт-Петербург