ПАТЭС не упустят

Повестка дня
Москва, 27.08.2012
«Эксперт Северо-Запад» №34 (580)

Фото: архив «Эксперта С-З»

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рассчитывает возобновить строительство плавучей атомной теплоэлектростанции малой мощности (ПАТЭС) на Балтийском заводе (БЗ) осенью текущего года. «Мы ведем переговоры с „Росэнергоатомом“, не скажу, что они легкие, но позитивные. Планируем завершить согласование технических вопросов с точки зрения дополнения этого контракта. Остались две позиции, которые мы согласуем в течение полутора-двух недель. После этого возобновим контракт. Заказ с Балтийского завода передаваться никуда не будет», – сообщил президент ОСК Андрей Дьячков.

Заказ на строительство головной ПАТЭС «Росэнергоатом» разместил на БЗ в марте 2009 года. В июне 2010-го завод спустил на воду головной плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Планировалось, что уже весной 2012 года первая ПАТЭС начнет работу на Дальнем Востоке. Финансирование заказа общей стоимостью 9,8 млрд рублей концерном осуществлялось по опережающему графику, в 2009-2010 годах БЗ было перечислено 5,7 млрд рублей (более 60%). Однако предприятие оказалось заложником банкротства Межпромбанка – системообразующего банка Объединенной промышленной корпорации (ОПК), в состав которой входил завод (теперь это структурное подразделение ОСК). Ситуация с исполнением заказа ухудшалась, поэтому «Росэнергоатом», чтобы сохранить уже построенное, обратился в суд. Как следствие, в августе 2011 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти наложил обеспечительный арест на строящуюся ПАТЭС.

Как ранее пояснял теперь уже бывший глава ОСК Роман Троценко, «„Росатом“ выделил Балтийскому заводу 5 млрд рублей, из которых около 2 млрд пропали в Межпромбанке сразу». Пока ОСК решала юридические вопросы относительно дальнейшей судьбы БЗ, «Росэнергоатом» подыскивал варианты достройки ПАТЭС. В конце ноября 2011 года Кировский завод и концерн «Росэнергоатом» подписали меморандум о взаимопонимании. Основная цель документа – «совместное осуществление развития направлений по созданию объектов морской атомной энергетики», в том числе проектов разработки и строительства плавучих атомных тепловых электростанций.

Последние заявления нового главы ОСК дают основания полагать, что судостроительная госкорпорация не намерена переуступать столь выгодное направление и прикладывает немало усилий, чтобы сохранить заказ. Ведь если вспомнить детали упомянутого меморандума с Кировским заводом, то в целом планируется серийное производство ПАТЭС (семь единиц до 2030 года).

Новости партнеров

Реклама