Спасти экспорт

Повестка дня
Москва, 27.08.2012
«Эксперт Северо-Запад» №34 (580)

Финский государственный фонд поддержки бизнеса Finnvera прогнозирует замедление восстановления объемов экспорта. По итогам первого полугодия 2012 года этот показатель лучше, чем в прошлом году, но экономисты опасаются, что план роста на следующие шесть месяцев не будет выполнен. Непрекращающийся кризис в зоне евро существенно снизил уверенность бизнесменов в завтрашнем дне, негативно сказался на инвестиционной деятельности, кроме того, повысил задолженность малых и средних предприятий, которым все труднее управлять своими долговыми обязательствами и привлекать финансирование из-за рубежа.

По информации Finnvera, спрос на экспортные гарантии и кредиты на развитие экспорта, которые предоставляет фонд, остался на высоком уровне. Одна из причин этой тенденции – серьезные трудности, с которыми небольшие компании столкнулись в поисках финансирования на международных рынках. За первые шесть месяцев 2012 года Finnvera предоставила экспортных гарантий на 2 млрд евро. В прошлом году аналогичный показатель составил 2,3 млрд.

Помимо ситуации в зоне евро финским экспортерам осложняет жизнь и постоянный рост стоимости рабочей силы. По данным американского Business Week, с начала экономического кризиса в 2008 году она подорожала в Суоми существеннее, чем в любом другом государстве еврозоны, – в среднем на 12%. «Затраты на оплату труда в стране вышли из-под контроля, – подтверждает главный экономист Финской федерации технологических компаний Юкка Палоканкас. – Изменения последних лет осложняют жизнь бизнесу и ослабляют конкурентоспособность финской экономики, многочисленные международные сравнительные исследования – тому доказательство».

Государство пытается поддержать экспортно ориентированные отрасли не только путем предоставления прямого финансирования. Министр экономики Юри Хякямиес выступил с предложением предоставить таким компаниям льготы по налогам и сборам. Вопрос будет обсуждаться на предстоящих в конце августа правительственных переговорах о бюджете на 2013 год. Министр предлагает создать систему компенсации налога на дизельное топливо, который платят владельцы тяжелых грузовиков, а также снизить сборы для морских судов. Все эти меры вызваны вступлением в силу с 2015 года так называемой «серной директивы» ЕС, которая установит более жесткие экологические правила судоходства в Балтийском море и увеличит сборы за выбросы вредных веществ. По оценке министерства, новые правила повысят затраты экспортеров на 400-600 млн евро в год. Налоговые льготы обойдутся финскому бюджету более чем в 100 млн евро ежегодно. 

Новости партнеров

Реклама