Явные точки роста

Инвестиционные проекты Архангельской области направлены прежде всего на развитие лесопромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры и природопользования

Инвестиции в основной капитал предприятий Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) за 2011 год увеличились в полтора раза к 2010-му, до 94,4 млрд рублей. По динамике роста инвестиций Поморье заняло одно из лидирующих мест в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО). В среднем по России инвестиции в основной капитал выросли на 8,3%, по СЗФО – на 4%.

Устойчивые позиции

Год назад премьер-министр страны Владимир Путин дал поручение подготовить перечень крупных инвестиционных проектов, реализуемых в СЗФО. Министерство регионального развития РФ разработало критерии включения проектов в этот перечень. Каждый из них должен иметь объем инвестиций более 500 млн рублей, высокую социально-экономическую значимость, понятные источники инвестиций. Окончание строительства должно осуществиться в 2012-2015 годах.

Архангельская область предложила пять проектов для включения в этот перечень, и все они поддержаны правительством России. При этом всего в программу поддержки инвестпроектов в регионах СЗФО включено 32 проекта, то есть в среднем по округу – меньше трех проектов на один регион. Таким образом, показатель Архангельской области почти вдвое превысил среднеокружной.

Одна из наиболее явно определяющихся точек роста экономики региона – позиционирование Архангельска как территории, наиболее подходящей для обеспечения перспективных шельфовых нефтегазовых проектов и проектов в области судостроения. Крупнейшие предприятия судостроительного сектора – ПО «Севмаш» и ЦС «Звездочка» – формируют около 90% его выручки. Именно шельфовые проекты, в том числе Штокмановский, могут дать серьезный толчок не только развитию базовых отраслей, но и созданию различного рода вспомогательных производств во многих сегментах экономики. Конечно, тот же Штокман формально ближе к Мурманской области, но благодаря своему расположению Архангельская область в плане логистики гораздо интереснее.

Помимо Штокмана Архангельская область в целом обладает огромным потенциалом для развития транспортно-логистической инфраструктуры. Так, стратегический резерв свободных мощностей Северной железной дороги составляет 30%. Это позволяет за короткое время значительно увеличить объем грузоперевозок на северных направлениях. Мощная инфраструктура Архангельского морского торгового порта способна перерабатывать до 4,5 млн тонн грузов ежегодно. Активно обсуждается участие области в реализации масштабных проектов строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), которая обеспечит кратчайший путь грузам из Сибири и с Урала к северным портам России, а также создания глубоководного района Архангельского морского порта. В число приоритетных вошли проекты, связанные с аграрным сектором, лесопромышленным комплексом и, конечно, машиностроением.

Объем иностранных инвестиций в регион за 2011 год достиг 233,5 млн долларов, что на 25,8% выше уровня предыдущего года. В соответствии с отчетом рейтингового агентства «Эксперт РА», по инвестиционной привлекательности Архангельская область относится к регионам с наиболее типичным инвестиционным климатом. Последние годы она занимает устойчивую позицию в группе 3В1 (пониженный потенциал – устойчивый риск), в которую входят почти 40% российских регионов.

Обеспеченность природными ресурсами – один из главных факторов инвестиционной привлекательности региона. Согласно оценке «Эксперт РА», по природно-ресурсному потенциалу Архангельская область находится на 19-м месте в России. Основные ресурсы области – алмазы, балансовые запасы которых, по данным Минприроды, равны 20,7% запасов страны, бокситы – 17,8%, а также свинец и цинк – соответственно 2,5 и 3,3% общероссийских запасов. Лесные ресурсы составляют 3,3% запасов страны – девятое место в стране, по биоресурсам прилегающих морей Архангельская область также занимает девятое место – 3,8% российских запасов.

Удобство логистики

Область обладает рядом важных преимуществ, создающих основу для развития региона и формирования конкурентоспособной экономики. Приморское положение, а также наличие сформированного портового хозяйства создают конкурентные преимущества для развития внешнеторговых связей, а также экономики региона в целом. Так, в 2010 году суммарный товарооборот Архангельской области составил 5,7 млрд долларов (20-е место в России и 3-е место в СЗФО после Ленинградской и Калининградской областей). Торговый баланс области положительный – наблюдается стабильное превышение экспорта (97%) над импортом (3%). Это обусловлено наличием значительных природных ресурсов, которые экспортируются преимущественно в США и страны Европы.

Выгодное географическое положение Архангельска обуславливает его значимую роль в транспортной системе СЗФО и России в целом. Город является одним из самых оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией. В настоящее время через него проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и международный евроазиатский транспортный коридор Север – Юг.

Еще одно преимущество географического положения Архангельской области – выход к Белому, Баренцеву и Карскому морям. В Архангельске расположен один из немногих морских портов Северо-Западного бассейна, позволяющий экспортировать продукцию на зарубежные рынки и осуществлять транзит грузов. В дополнение к существующему планируется строительство глубоководного района морского порта Архангельск. При этом Архангельский морской порт обладает рядом преимуществ по отношению к другим портам Северо-Западного бассейна. Так, по сравнению с Мурманским порт Архангельска имеет значительно более короткое железнодорожное плечо от основных центров формирования грузопотоков.

По принципу «одного окна»

Архангельскую область можно уверенно назвать одним из регионов, где создан «зеленый коридор» для инвесторов. Здесь приняты законы «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области», «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности», «Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства».

Действует порядок сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории области. В частности, закон о налоговых льготах для крупных инвесторов дает бизнесу возможность компенсировать значительную часть затрат на капитальные вложения. Причем для получения льгот не требуются подтверждения или согласования административных комиссий или комитетов. Осенью 2011 года минимальная планка вложений, при осуществлении которых инвестор получает право на применение льготных налоговых ставок, снижена до 50 млн рублей в течение двух лет подряд.

Кроме того, в Архангельской области принят порядок сопровождения инвестиционных проектов по методу «одного окна», создана комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции, которая помогает в решении любых вопросов, с которыми сталкиваются компании при реализации инвестпроектов. «В Архангельской области есть открытость и профессиональный подход к бизнесу. Это я вижу по лесному комплексу. Есть четкий и конкретный диалог с властью», – признает генеральный директор крупного лесопромышленного комплекса RusForest Мартин Херманссон.     

Санкт-Петербург