Раз инвестор, два инвестор

Русский бизнес
Москва, 03.09.2012
«Эксперт Северо-Запад» №35 (581)
Дарья Иванова: «главная причина решения российских бизнесменов открыть дело в Финляндии или перевести туда уже существующую компанию – стремление нивелировать риски»

Российский офис Finpro по заказу Invest in Finland исследовал российские инвестиции за рубеж: оказалось, что статистика в этой сфере почти отсутствует, равно как и экспертные оценки. Аналитики Finpro предложили свою классификацию отечественных компаний, инвестирующих за пределы России.

Первый эшелон – ресурсоориентированные компании, в основном представители энергетического сектора. Практически все они входят в топ-20 обладателей крупнейших активов за границей. При выходе на зарубежный рынок они в первую очередь заинтересованы в поиске новых природных ресурсов и только во вторую – в получении доступа к новым рынкам сбыта и технологиям. На вложения таких компаний приходится более половины прямых российских инвестиций за рубеж. В настоящее время компании первого эшелона, за исключением, пожалуй, «Газпрома» (монопольный поставщик газа в Финляндию) и «ЛУКОЙЛа» (владеет сетью заправочных станций Teboil), не воспринимают Суоми как страну для инвестиций. Как правило, их руководство считает, что это прекрасное место для отдыха, но отнюдь не для капиталовложений.

Компании второго эшелона – тоже достаточно крупные – заинтересованы в первую очередь в расширении рынка сбыта и поиске новых технологий. Как раз для такого бизнеса Финляндия потенциально привлекательна. Третий эшелон имеет довольно много общего со вторым, только компании в нем более мелкие.

Старший консультант Finpro в Санкт-Петербурге Дарья Иванова рассказала «Эксперту С-З» о российских инвестициях за рубеж и особенностях национального бизнеса в Суоми.

– Какие тенденции можно выделить в российских инвестициях за рубеж?

– Если говорить о суммарном объеме российских инвестиций за рубеж, то в 2009 году, в течение кризиса, они очень сильно сократились – практически в два раза. По итогам 2011 года объемы почти вернулись на докризисный уровень. Если мы попробуем разобраться, куда инвестируют российские компании, то обнаружим, что примерно три четверти таких вложений оседает в оффшорных зонах. Второе место – 15% – у Европы, далее следуют государства СНГ. Среди европейских стран наибольшую долю российских инвестиций получают Великобритания, Германия и Австрия. Финляндия далеко не на первом месте.

– Отличаются ли инвестиционные стратегии представителей разных эшелонов?

– По моим ощущениям, компании второго и третьего эшелонов при выходе на зарубежные рынки следуют традиционной схеме: ищут торговых партнеров для реализации своей продукции, закрепляются на рынке, открывают представительство и, возможно, производство. Компании первого эшелона, как правило, приобретают уже сформировавшиеся активы.

Данных о том, в какие отрасли инвестируют российские компании, почти нет. Мы собирали информацию буквально по крупицам, и наша выборка не является в полной мере репрезентативной – это скорее набор кейсов.

В первую очередь на финский рынок выходят ИТ-компании, поскольку в Финляндии, во-первых, традиционно сильный потенциал в этой сфере, во-вторых, благоприятные условия для получения господдержки. Далее – конечно, туризм. В основном это покупка небольших гостиниц или строительство туристических объектов, прежде всего в приграничных районах. По понятным причинам среди российских инвесторов в Финляндии популярностью пользуется и логистический бизнес. Несмотря на постоянный рост грузопотока через Усть-Лугу, значительная часть товаров в Россию завозится именно через финские порты Котка и Хельсинки, что делает логистическую отрасль довольно привлекательной для инвестиций.

Кроме того, в Финляндию выводят производство компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию, которую в российских условиях практически невозможно сертифицировать для экспорта из-за отсутствия соответствующего законодательства. Могу привести пример российской компании, которая занимается разработками в области производства материалов типа «вторая кожа»: для нее такое решение стало бы оптимальным выходом из сложившейся ситуации.

– Чем прежде всего руководствуются предприниматели, выводя компанию за границу?

– В целом бизнесменов привлекает возможность быстро, просто и в соответствии с прозрачной процедурой зарегистрировать предприятие. Кроме того, Финляндия активно поддерживает малый и средний бизнес (и особенно инновационный) на своей территории – неважно, иностранного он происхождения или «домашний». Гораздо проще, чем в России, решается и вопрос с подключением новых предприятий к коммуникациям.

Среди причин, по которым производственные компании выводят мощности в Финляндию, гораздо более высокая производительность труда, более автоматизированное производство, понятные и прописанные нормы производительности. В нашей практике есть ряд примеров, когда продукция российских предприятий попадает в категорию «продукция двойного назначения». Так, производители оборудования для спасательных работ и эвакуации людей, вынужденные каждый раз проходить огонь, воду и медные трубы, чтобы реализовать свой товар за рубежом, всерьез задумываются о создании сборочного производства в Финляндии.

Главная же причина решения россиян открыть дело в Финляндии или перевести туда уже существующую компанию – безусловно, стремление нивелировать риски. Кроме того, в Финляндию передислоцируются компании (в основном из сектора ИТ), чьи основные клиенты расположены в Скандинавии и других европейских странах. При этом собственники очень неохотно сообщают о планах инвестировать за рубеж: частично из-за опасений привлечь к себе излишнее внимание налоговых служб, частично – опасаясь рейдерства. Нередко российский капитал невозможно «отловить» в финской статистике, потому что собственник уже обзавелся финским гражданством, соответственно его вложения перестают учитываться статистикой об иностранных инвестициях.

– Как финское государство «завлекает» бизнес на свою территорию?

– До недавнего времени особых усилий для пропаганды среди российских бизнесменов инвестиций в Финляндию не предпринималось. Как ни парадоксально, при почти 50 отделениях по всему миру, в России офиса Invest in Finland как такового нет. Однако сейчас, во многом благодаря нашим рекомендациям, Invest in Finland активно разрабатывает материалы на русском языке. Мы, со своей стороны, рекомендовали этой организации как можно активнее заявлять о себе на ключевых бизнес-событиях и всячески объяснять, в чем состоит ее роль. Поскольку в России подобного учреждения нет, нашим бизнесменам зачастую бывает непросто понять, что это такое. Безусловно, предприниматели Петербурга и Северо-Запада лучше знакомы с финским инвестиционным климатом, москвичи же пока при слове «Финляндия» вспоминают в лучшем случае Санта-Клауса. 

Санкт-Петербург

Справка

Finpro – организация, призванная содействовать росту и успешному развитию финских компаний на международных рынках. Ее специалисты работают в 68 отделениях в 50 странах мира. Finpro предоставляет экспертные оценки и консультационные услуги компаниям на различных стадиях интернационализации. Структура создана на принципах государственно-частного партнерства, работает в рамках группы Министерства занятости и экономики Финляндии в тесном сотрудничестве с другими институтами финской инновационной системы: региональными центрами экономического развития, транспорта и окружающей среды (ELY-центрами), фондом Tekes и Министерством иностранных дел.

Invest in Finland – государственное агентство, которое входит в Finpro. Главная его задача – привлечение иностранных инвестиций в Финляндию. Invest in Finland помогает зарубежным компаниям организовать бизнес в Суоми, предоставляет информацию о возможностях и специфике финского рынка, оказывает консультационную поддержку при поиске партнеров.

Услуги Invest in Finland бесплатны. Агентство уделяет отдельное внимание компаниям из девяти отраслей, признанных приоритетными: Cleantech (экологически чистые технологии производства и очистки отходов), здравоохранение, ИТ и ИКТ, добывающая промышленность, услуги для бизнеса, логистика, операции с недвижимостью, розничная торговля, путешествия и туризм.

Российские инвестиции за рубеж достигли докризисного уровня, млрд евро
Среди европейских стран Финляндия пока не может похвастаться любовью российских инвесторов, %
Львиная доля российских инвестиций по-прежнему оседает в оффшорных зонах, %

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№35 (581) 3 сентября 2012
365 дней Георгия Полтавченко
Содержание:
Он и его команда

Лучший правитель – тот, кто правит незаметно, гласит восточная мудрость. Георгий Полтавченко, если следовать этому завету, близок к тому, чтобы считаться идеальным губернатором

Реклама