Стремление к большому

10 сентября 2012, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Подход реформаторов к изменению сферы среднего образования можно описать очень просто: безусловная вера в то, что организационные решения являются достаточными, и тотальное нежелание признавать даже вероятность ошибки.

В качестве базовой установки принята в целом правильная мысль: не абстрактно заботиться об улучшении образования, а ориентироваться на мировые рейтинги высших учебных заведений, международные исследования школьной грамотности. Но пока единственный результат решения этой масштабной задачи – тенденция к созданию крупных образовательных учреждений. На уровне университетов она развивается ярко и стремительно: если прежде казалось, что дело ограничится созданием федеральных университетов, то в последние месяцы принялись объединять вузы средней руки. При этом на уровне целеполагания, объяснения причин реорганизации – как она улучшит учебный процесс – прослеживается явный пробел. Инициаторы больше говорят о помещениях, ссылаются на то, что самые известные вузы – крупные. И это все.

На удивление мало рассуждений о том, что процесс объединения или слияния организаций – вещь очень сложная, к тому же часто приводящая к серьезным трудностям для поглощаемого. Создается впечатление, что, по мнению реформаторов, механическое сложение вузов – достаточный шаг к тому, чтобы улучшить качество образования и место российских вузов в мировых рейтингах.

Похожие процессы, очевидно, в скором будущем ждут и школу. То, что новая подушевая система финансирования делает экономически более выгодной большую школу, владеющую двумя-тремя зданиями обычных школ, очевидно. Ориентация на активное развитие направления дополнительного образования опять же подталкивает к большой школе. Летний скандал в Москве, выведший родителей учеников ряда присоединяемых школ на митинги, продемонстрировал, что тенденция завязана не только на проблему финансирования (этот аргумент был поводом для закрытия сельских школ), а может считаться общим трендом.

Надо отдать должное правительству Петербурга, которое пока действует мягко, присоединяя лишь очевидных аутсайдеров. И оперативно реагируя на активность родителей. Например, присоединение гимназии №50 удалось остановить письмами родителей в администрацию города и вниманием СМИ. Но процесс в целом идет, и в Северной столице появились свои гиганты, такие как гимназия №56, которая объединяет четыре здания школ и обучает 2,5 тыс. учеников.

Да, школа получит возможность создать комплекс кружков и специальных курсов. Но как же проблемы, о которых говорят учителя и директора? Ведь идея вводить вариативность старшей школы родилась из понимания печальной тенденции: дети уже выбирают, какие предметы они будут изучать в старших классах, а какие – нет. И ведь понятно, что одна из главных причин этого – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который им предстоит сдавать. В конце концов, именно это предсказывали умеренные и радикальные критики. Но так и не убрана и даже не изменена решающая роль единых экзаменов в оценке уровня образования ученика.

А ведь ЕГЭ – не единственный общегосударственный экзамен. Весной школам предстоит ознакомиться с его младшим братом – государственной итоговой аттестацией (ГИА) для выпускников девятых классов. Не окажет ли эта аттестация на учеников такое же влияние, как ЕГЭ? И мы, введя новый единый экзамен, еще на год сдвинем период, когда ученики смогут получать комплексное фундаментальное образование, которое так долго отличало отечественную школу.