Как пройти в библиотеку

В бюджете Петербурга на 2012 год затраты на покупку учебников учтены из расчета 124 рубля на одного школьника. Будут ли городские власти решать проблему финансирования или назначат виновными руководителей школ?

Сразу несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга в сентябре направили запросы губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой прояснить ситуацию с закупкой школьных учебников. Парламентарии обращают его внимание на то, что, согласно закону «Об общем образовании в Санкт-Петербурге», школы и другие образовательные заведения должны обеспечиваться учебными пособиями за счет средств бюджета города. Между тем на практике учебную литературу для своих детей часто оплачивают родители.

Этим вопросом заинтересовалась прокуратура Петербурга. Ведомство запустило телефонную горячую линию по вопросу обеспечения учащихся государственных общеобразовательных учреждений бесплатными учебниками и пособиями. Зарегистрировано 159 сообщений граждан о необеспечении либо частичном обеспечении бесплатными учебниками детей практически во всех районах города. Подавляющее большинство обратившихся – свыше 60% – родители детей, обучающихся в начальной школе.

Из ответа вице-губернатора Петербурга Игоря Дивинского на запрос депутата Марины Шишкиной следует, что город не отказывался от исполнения своих обязанностей, бюджет продолжает финансировать закупку учебников. В 2012 году главным распорядителем бюджетных средств – администрациями районов Петербурга – выделено финансирование на приобретение учебников в размере 48 млн рублей (с учетом дополнительных средств).

Если разделить эту сумму на количество петербургских школьников (по информации Комитета по образованию, 386 тыс. человек), то на каждого получится чуть более 124 рублей. Сумма, мягко говоря, скромная. По данным вице-губернатора, «укомплектованность школьных библиотек учебниками по всем предметам, приобретенными за счет бюджета Санкт-Петербурга, составляет 77%». Дивинский отмечает, что в случае неукомплектованности библиотек учебниками решение об их приобретении родителями за свой счет «принимается с участием органа самоуправления образовательного учреждения, родительского комитета». При этом «принуждение родителей к приобретению учебников является недопустимым», подчеркивает он.

Фактически из ответа вице-губернатора следует, что закон «Об общем образовании в Санкт-Петербурге», а точнее его часть об обеспеченности учебными пособиями, в полном объеме не исполняется. Оставляя за скобками приоритеты при формировании петербургского бюджета, признаем, что возможности городской казны сейчас достаточно скромны. Педагоги, знакомые с ситуацией, рассказывают, что средств выделяется намного меньше, чем требуется. Заявки школ по закупке учебной литературы выполняются чуть более чем на 20%. Власти не отрицают существование проблемы – подтягивают резервы, перекидывают расходы на покупку учебников с других статей, особенно с тех, где освоение средств идет с опозданием. Но ситуация пока лучше не становится. Тем не менее планируется, что к 2013 году заявки школьных библиотек будут удовлетворены уже на 80%.

Почему не хватает средств, понятно. Так, в начальной школе совсем недавно сменились стандарты обучения. В итоге вся литература для школьников первого-четвертого классов оказалась негодной. Соответственно, объем заявок на учебники для младших школьников резко увеличился. Дивинский, кстати, упоминает об этом факте в своем ответе на депутатский запрос. «В 2012 году бюджетные средства в первую очередь были направлены на приобретение учебников для школьников первого и второго классов, а также на учебники для четвероклассников „Основы религиозных культур и светской этики“ в связи с введением во всех школах Российской Федерации учебного курса», – сообщает он. Таким образом, ситуация стандартная: решение на федеральном уровне о смене стандартов и введении новых курсов не подкреплено финансовыми возможностями регионального бюджета.

Есть еще одна проблема. Если в советское время все школьники, за исключением учащихся специализированных учебных заведений, занимались примерно по одним и тем же пособиям, то сейчас Министерство образования рекомендовало куда более широкий спектр литературы. Очевидно, что напечатать один большой тираж одинаковых учебников значительно дешевле, чем суммарно такой же тираж, но разных книг. В итоге нагрузка на бюджет стала иной. Органы власти дали слишком большую свободу выбора учителям, констатируют сами представители педагогического сообщества. И этот выбор опять-таки не учитывает возможности региональной казны.

Итак, бюджетные средства выделяются, однако многие родители петербургских школьников вынуждены платить за учебники из собственного кошелька. Причем зачастую приходится закупать целый комплект, что в итоге выливается в сумму от 1,5 до 5 тыс. рублей. Такое положение вещей вызывает у родителей справедливые вопросы о критериях распределения бюджетных средств. На фоне заявлений о социальной направленности городской казны увеличение расходов семьи на обучение детей вызывает справедливое раздражение.

Почему новые образовательные стандарты, вводимые Минобразования, не подкреплены соответствующим финансированием, будут ли в следующем году повышены расходы городской казны на учебники, при том что проблема уже очевидна, или применят старый добрый метод забалтывания – поговорили и забыли, проблему признали, но не решили, а предназначенные на образование и непосредственно на приобретение учебной литературы средства останутся на прежнем уровне? Можно лишь гадать, к каким еще сюрпризам следует готовиться родителям в условиях бюджетного дефицита.