Элементы заботы

Для внедрения инновационных решений промышленным компаниям необходима всесторонняя поддержка федеральных и региональных властей

Фото: архив «Эксперта С-З»

Без масштабного внедрения инновационных решений шанс сохранить позиции отечественной промышленности как на мировом, так и на внутреннем рынке минимален. Поэтому главной задачей госструктур должно стать создание условий, направленных на стимулирование отечественных компаний к увеличению вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). А для бизнеса – определение путей применения инвестиций, чтобы не только окупить финансирование научных исследований и разработок, но и опередить конкурентов.

На уровне регионов развернулась работа по формированию инновационной экономики путем создания инновационной инфраструктуры. «Организованы практически все известные институты инновационного развития, их совместный капитал достиг 1,2 трлн рублей, но значительных результатов так и не достигнуто. Нет нарастающего потока заявок от инноваторов», – признает генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков.

По всем фронтам

В сентябре Минэкономразвития РФ опубликовало прогноз социально-экономического развития страны на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов, где, в частности, подчеркивается, что для стимулирования инновационных процессов в промышленности будут приниматься меры по «принуждению к инновациям» крупных госкомпаний.

По версии ведомства, реализация программ инновационного развития госпредприятий позволит повысить конкурентоспособность промышленности за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги. Прогнозируется, что совокупные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 47 крупнейших российских компаний с госучастием, разработавших программы инновационного развития, к 2013 году вырастут до 357,5 млрд рублей (в том числе за счет собственных средств – до 175,7 млрд рублей) против 216,8 млрд (в том числе за счет собственных средств – 69,5 млрд) в 2010-м.

Эта инициатива федеральных властей станет серьезным подспорьем для промышленного сектора, для производств, где реализуются заказы таких компаний, как Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), «Газпром» и др. И подобные примеры уже имеются. Например, «РЭП Холдинг» совместно с ОСК разрабатывает опытный образец агрегата для энергетической установки судна. «Две трети расходов на разработку и договор на приобретение агрегатов взяла на себя ОСК. Мы, в свою очередь, вкладываем в разработку треть средств. Выполняя эту задачу, мы повышаем свою компетенцию, расширяем ассортимент инновационных изделий. В итоге ОСК получит современный отечественный агрегат как для военных, так и для гражданских судов, созданный на принципах совместного производства, а холдинг – гарантированный сбыт и шанс тиражировать это оборудование»,– рассказывает генеральный директор Института энергетического машиностроения и электротехники (входит в «РЭП Холдинг») Василий Спирин.

Учитывая, что федеральные власти намерены активно развивать подобную практику, региональным властям следует усилить деятельность по выявлению возможностей компаний и научно-исследовательских структур, работающих на их территориях, для вовлечения в такого рода совместные разработки. Однако чтобы вложения госкомпаний и промпредприятий в НИОКР оказались максимально эффективными, необходимо сформировать действенные механизмы поддержки инновационных процессов, причем не только среднего и малого, но и крупного бизнеса. «Безусловно, прежде чем приступать к разработке инновационного оборудования, компании проводят маркетинговые исследования, но на уровне государства есть возможность посмотреть на ситуацию шире, чтобы более эффективно финансировать НИОКР. Это будет подталкивать компании иногда к кооперации усилий, иногда – к конкуренции», – отмечает Спирин.

Несомненно, крупный бизнес может позволить себе вести научно-исследовательские работы по двум основополагающим направлениям: фундаментальные долгосрочные и инновационные, которые проводятся в рамках оптимизации процесса. Однако этот процесс мог бы быть интенсивнее.

«С точки зрения перспектив есть еще несколько направлений, над которыми интересно поработать: биотехнологии, разработка новых химикатов, новых видов продукции, – комментирует управляющий директор по технологии и техническому обслуживанию производства Группы „Илим“ Сергей Пондарь. – Для этого необходимы инициатива и помощь правительства – не столько софинансирование, сколько признание и поддержка новых разработок методом налоговых льгот, возврата части потраченных средств и т.д. Такого механизма пока нет. Это затрудняет работу над новыми научными разработками, а ведь мы могли бы более активно заниматься ими».

Государево дело

Большая часть проблем, связанных с деятельностью инновационного бизнеса и внедрением НИОКР в промышленное производство, находятся в зоне ответственности федеральных властей. К примеру, биофармацевтическая промышленность, уверены в компании «Герофарм», станет конкурентоспособной только если государство будет принимать в развитии данного направления активное участие (снижение налогов на новые производства, регулирование вопросов интеллектуальной собственности, введение таможенных и других преференций). «Самый важный момент – модернизация процесса регистрации препаратов. Необходимо сделать ее прозрачной с возможностью получения консультаций у регулирующих органов перед подачей досье, как это происходит в Европе и США», – подчеркивают представители «Герофарма».

Понятно, что региональные власти не в силах ликвидировать эти сложности, но именно они, находясь в непосредственной близости к таким производителям и будучи кровно заинтересованными в их развитии (налоговые отчисления, высококвалифицированные рабочие места), могут вновь и вновь выносить данные вопросы на обсуждение федеральных властей. А также формировать свои инициативы и предложения по внедрению более эффективных механизмов стимулирования и поддержки, в том числе отдельных отраслевых сообществ.

Инновационным компаниям требуется всесторонняя поддержка федеральных и региональных властей. «Поддержка может быть выражена через помощь по продвижению продукции на внутреннем и международных рынках за счет налоговых и таможенных послаблений. Это позволит консолидировать средства предприятий для последующего инвестирования в инновационные разработки, новые материалы, производственные процессы и продукцию, – поясняет исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга (СПП СПб) Николай Ковалев.

В то же время поддержка должна стать эффективной. «„Транзас“ получает некоторые преференции и активно участвует в государственно-частных программах. Однако нетрудно убедиться, что существующая система господдержки инновационных компаний на практике крайне малоэффективна. Преференции применяются избирательно, льготирование связано с дополнительными фискальными и иными проверками, а программы государственно-частного партнерства непрозрачны, непоследовательны и, как правило, носят краткосрочный характер. Кроме того, преференций и государственно-частных программ недостаточно для поддержки инновационных компаний – необходимо сформировать устойчивый спрос (в том числе со стороны государства) на результаты инновационной деятельности», – считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Подобного мнения придерживается и Василий Спирин: «Если бы государство формировало некую программу потребностей отечественной экономики, от этого выиграли бы обе стороны».

До уровня глобальных игроков

Что касается компаний глобального уровня, то государственная опека для них не столь значима, как для средних и малых. Они уже давно борются за место под солнцем и научились конкурировать на мировом уровне. «Дополнительных законодательных и налоговых преференций для увеличения объемов вложений в НИОКР не требуется, так как существующее законодательство позволяет затраты на НИОКР списывать на расходы по обычным видам деятельности предприятия», – убеждены в компании «Северсталь». Плата компании сторонним организациям по договорам НИОКР за последние три года выросла с 16,9 до 49 млн рублей.

Конечно, уточняют в «Северстали», при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ существуют технические, технологические и финансовые риски. Однако вопрос об увеличении или сокращении вложений в НИОКР как таковой не существует. «Как показывает статистика, в России инвестиции в НИОКР в большинстве случаев делаются при условии минимальных инвестиций и максимальной эффективности. Поэтому размер вложений в НИОКР зависит от наличия эффективных проектов. Если посмотреть на мировую практику, то каждая компания самостоятельно планирует свое стратегическое развитие и устанавливает критерии по вложениям в НИОКР», – констатируют в «Северстали». С этим сложно не согласиться, однако отечественной промышленности нужен толчок, чтобы преодолеть технологическое отставание и выйти на уровень динамичных развитых экономик, выпускать продукцию, которая могла бы на равных конкурировать на международном рынке, как и продукция глобальных отечественных игроков.

Санкт-Петербург

Инновационная среда

В Петербурге в течение последних пяти лет последовательно формировались элементы инновационной инфраструктуры. Одним из ее элементов стал бизнес-инкубатор «Кристалл», где уже насчитывается 29 резидентов, работающих в сфере ИТ, промышленного производства, приборостроения, образования, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также технопарк и бизнес-инкубатор «Ингрия». В последнем уже обосновались 79 резидентов, более 70% из них занимаются инфокоммуникационными технологиями. Что касается технопарка, то к 2016 году планируется завершить подготовительные работы по его созданию.

Еще одним важнейшим элементом инфраструктуры стала особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург», занимающая две площадки – «Нойдорф» (Петродворцовый район), полностью готовый к эксплуатации, и «Новоорловская», которая, как ожидается, сможет принять первых резидентов в 2013 году. Кроме того, в городе формируются 13 инновационно-технологических центров и семь центров коллективного пользования.