Открыть небо

Сергей Эмдин: «Сейчас перед государством стоит задача найти баланс интересов между развитием аэропортов и авиакомпаний. Без современных аэропортов авиаперевозчикам просто будет некуда летать»

Фото: ВВСС

Отметивший 80-летие петербургский аэропорт переживает очередной этап своего развития. Международный консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», в состав которого входят компания «ВТБ Капитал», международный оператор аэропортов Fraport и греческая инвестиционная группа Copelouzos, с 2010 года реализует первый в России инфраструктурный проект на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) без привлечения бюджетных инвестиций.

Одновременно со строительством нового пассажирского терминала консорциум управляет работой аэропорта «Пулково» – третьего в России по пассажиропотоку. «В 2012 году пассажиропоток „Пулково“ может достигнуть рекордных показателей – 11,2 млн пассажиров против 9,6 млн годом ранее», – рассказывает генеральный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы» Сергей Эмдин. Своим видением перспектив развития мощного транспортного узла, формирующегося в Санкт-Петербурге, он поделился с журналом «Эксперт С-З».

Новые перспективы

– Растущий спрос на авиаперевозки через аэропорт «Пулково» – хороший знак для участников консорциума?

– С одной стороны, мы рады увеличению спроса на авиаперевозки, поскольку это свидетельствует о том, что аэропорт динамично развивается, растут доходы граждан. С другой – терминалы работают на пределе возможностей, что, естественно, создает дискомфорт для пассажиров и влияет на качество услуг в аэропорту. Увы, вкладывать серьезные средства в существующую инфраструктуру терминалов бессмысленно, а зачастую и практически невозможно в условиях действующего перегруженного аэропорта, так как в настоящий момент ведется строительство нового терминала. Мы делаем все возможное, чтобы завершить строительство в максимально короткие сроки.

Проект будет осуществляться в три этапа, сроки которых могут корректироваться в зависимости от динамики увеличения пассажиропотока. В рамках первого этапа управляющая компания приступила к созданию целого ряда объектов, среди которых – главное здание централизованного пассажирского терминала, Северная посадочная галерея, многоуровневый паркинг, комфортабельный отель и современный бизнес-центр. Строительство этих объектов планируется завершить в четвертом квартале 2013 года.

Затем мы приступим к реконструкции пассажирского терминала «Пулково-1». Эта работа должна завершиться в середине 2014-го, что позволит повысить пропускную способность до 17 млн человек в год. До конца 2014 года в рамках проекта развития аэропорта будут возведены новые перроны для воздушных судов, реконструированы водоочистные сооружения, появятся новая пожарная станция и здание для оперативных служб, а также многоуровневая автостоянка, энергоцентр и многое другое. Дальнейшее развитие будет происходить по мере увеличения пассажиропотока.

Вернуть потраченное

– Позитивная динамика пассажиропотока в последние годы и масштабные планы на следующие десятилетия дают основания рассчитывать на быстрый возврат вложений?

– Выручка аэропорта «Пулково» по итогам 2011 года составила чуть более 6 млрд рублей, а стоимость только первого этапа инвестиционной программы реконструкции и развития – 1,2 млрд евро. Выводы напрашиваются сами собой. Вернуть эти вложения можно за счет увеличения пассажиропотока и повышения тарифов на аэропортовые услуги, поскольку действующее законодательство не предусматривает четких механизмов возврата инвестиций.

Что касается тарифов, то с января 2012 года ФСТ России пересмотрела их рост для «Пулково» всего на 3,8%, при этом только электроэнергия в текущем году подорожала на 11-12%, плюс инфляция и т.д. То есть, по большому счету, сейчас возврат инвестиций осуществляется благодаря росту пассажиропотока и привлечению новых авиаперевозчиков.

О возврате инвестиций говорить рано: вся прибыль от деятельности аэропорта идет на развитие инфраструктуры. Возврат инвестиций – очень важная и болезненная тема для компании. Решить эту проблему без участия государства невозможно. Государству следует стимулировать развитие авиаперевозок несколькими способами: введение безвизовых режимов, упрощение и отмена межправительственных соглашений, снижение роста тарифов за счет включения в них инвестиционной составляющей.

Новая инфраструктура необходима и аэропортам, и авиакомпаниям, и пассажирам, поскольку она позволяет расширять маршрутную сеть, а значит, обеспечивать возможность быстрее и дешевле добраться до пункта назначения. Таким образом, возврат инвестиций должен осуществляться как за счет роста пассажиропотока, так и за счет введения специального тарифа на развитие инфраструктуры. И подобная практика уже существует в Европе. Введение такого тарифа позволит привлекать более дешевые кредитные средства, обеспечит возврат инвестиций в долгосрочной перспективе, а также привлечет дополнительных инвесторов для развития аэропортовой инфраструктуры. В стоимости билета он займет незначительную долю и существенное влияние на конечную цену билета не окажет.

Кстати, на долю всех аэропортовых сборов в конечной цене авиабилета приходится всего 3-5%, все остальное – керосин, лизинг воздушных судов, кредиты, зарплата персонала и доходы авиакомпании. То есть доля аэропортовых сборов незначительна. Ситуацию хорошо иллюстрирует пример, когда стоимость прямого перелета до пункта назначения выше, чем трансфертного перелета той же авиакомпанией. Гораздо важнее для авиакомпаний возможность закупать керосин по конкурентным ценам.

Стимул для полетов

– Как государство, на ваш взгляд, должно стимулировать авиаперевозки?

– В первую очередь необходимо решить проблему с межправительственными соглашениями, которые ограничивают деятельность авиакомпаний. В настоящее время назначенные перевозчики совершают перелеты между конкретными странами. Конкуренция на данных маршрутах будет приводить к снижению стоимости билетов и стимулировать развитие авиаперевозок. Поэтому мы выступаем за постепенную отмену межгосударственных соглашений по назначенным перевозчикам. Необходимо либерализовать законодательство и поддерживать конкуренцию, что, безусловно, приведет к уменьшению стоимости авиабилетов, росту пассажиропотока и повысит мобильность людей.

Дополнительным стимулом к росту пассажиропотока может стать упрощение визового режима. В настоящее время визовый режим России – один из самых строго регламентированных и наименее либеральных в мире.

 sever_589_063.jpg Фото: ВВСС
Фото: ВВСС

Сложность оформления документов и стоимость виз входят в перечень главных препятствий для развития въездного туризма и международного бизнеса. Во многих странах, таких как Япония или Сингапур, на 72 часа предоставляется право безвизового посещения. При условии введения подобного безвизового режима для аэропорта «Пулково» показатели потребления услуг иностранными туристами в Петербурге увеличатся в среднем на 40% по сравнению с базовым прогнозом Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2011-2016 годы. Упрощение визовых процедур приведет и к росту пассажиропотока, к развитию туристической отрасли и бизнеса, а как следствие – к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней.

Государству необходимо в равной степени развивать авиакомпании и аэропорты. Отечественное законодательство долгое время защищало интересы авиаперевозчиков, что привело к сокращению региональных аэропортов и пассажирских перевозок. Теперь перед правительством стоит задача найти баланс между развитием аэропортов и интересами авиакомпаний. Без современных аэропортов авиаперевозчикам просто будет некуда летать.

Сейчас во Владивостоке запускают эксперимент по либерализации воздушного пространства, чтобы окупить аэропорт, который построен на государственные средства. Других способов увеличить пассажиропоток просто нет. На данный момент в России действует третья степень свободы по транспорту, в то время как в соседней Финляндии – шестая для стран, не входящих в Евросоюз, и седьмая – для участников ЕС. Результат мы видим: аэропорт в Хельсинки успешно развивается.

На самом деле, российские аэропорты, обладающие необходимой инфраструктурой, можно пересчитать по пальцам одной руки.

– Каков потенциал Петербурга с точки зрения создания хаба?

– Мы планируем, что «Пулково» станет крупнейшим пересадочным узлом Балтийского региона. Динамика развития аэропорта показывает, что это возможно уже в ближайшее время. Для формирования полноценного хаба необходимо привлечь сильные базовые авиакомпании. Сейчас большинство перевозок, до 65%, осуществляются через московский авиационный узел, который существенно перегружен. Около 10% приходится на «Пулково», 25% – на остальные аэропорты России. По мнению экспертов, решить проблему загруженности московского авиаузла удастся не ранее 2018 года.

В аэропорту «Пулково» такой проблемы нет. В отличие от «Внуково» и «Шереметьево», помимо более свободного движения в небе здесь имеются две параллельно работающие взлетно-посадочные полосы. Мы способны одновременно производить взлет и посадку воздушных судов – таким образом, пропускная способность петербургского неба намного выше московского. В этих условиях у «Пулково» есть прекрасная возможность стать хабом.

Санкт-Петербург