Данное в ощущениях

Использование мобильных устройств для удаленного доступа к рабочему месту быстро набирает популярность

Фото: архив «Эксперта С-З»

Недавно американские аналитики признались, что недооценили скорость развития тренда по применению персональных мобильных устройств в работе. Пока они давали советы, какими решениями лучше стимулировать использование сотрудниками собственных устройств и какими приложениями следует ограничить мобильность, оказалось, что в большинстве компаний персонал уже максимально встроил собственные девайсы в рабочий процесс. Понятно, что Россия идет в фарватере этих изменений, прежде всего потому, что процент владельцев планшетов и смартфонов у нас не так велик, как в США или Европе. Но отставание не слишком велико.

Какие тенденции видят представители компаний, напрямую связанных с рынком ИТ, как оценивают перспективы и масштабы изменений, происходящих в результате повышения мобильности, – эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Мобильность рабочего места: актуальные потребности и реальные возможности», который состоялся в ходе III Форума крупного бизнеса Северо-Запада.

Передумали за четыре месяца

Год назад ситуация с запросами клиентов, пониманием ими необходимости мобильных решений была совсем иной. «Если прежде мобильные приложения требовались исключительно руководителям и были важны не в последнюю очередь для имиджа, то сегодня от мобильного решения ждут, чтобы оно было не просто красивым, но и функциональным, ориентированным не только на директора, но и на рядовых работников. Изменились и требования, и профиль заказчиков. Рынок смещается непосредственно к исполнителям и к среднему бизнесу», – уверен старший разработчик программного обеспечения компании Digital Design Алексей Косыло.

Хороший пример – видеосвязь как основное средство для внутрикорпоративного общения, считает генеральный директор Lanck Systems Иван Жиров. В большинстве случаев заказчик попросит оператора, чтобы видеосвязь была доступна с любого устройства, хотя еще три года назад участники рынка могли только гадать, когда подобное требование станет распространенным. Относительно того, с какой скоростью новый тренд захватывает рынок, показателен опыт Lanck Systems. «Мы реализуем для одного банка проект по внедрению программного обеспечения. Когда проект начинался, сразу предлагали сделать специально приложение под iOS для владельцев iPhone и iPad, но заказчик сказал: „Не надо – количество таких устройств невелико“. Прошло всего четыре месяца, и к нам приходит ИТ-директор банка, просит к этому вопросу вернуться», – рассказывает Жиров.

Изменение потребностей клиентов, естественно, совпадает с изменением отношения к мобильным решениям и внутри организаций, развивающих рынок ИТ. Эволюция компаний, которые представляли участники круглого стола, – не менее яркое подтверждение общего тренда.

«Два года назад мы начали внедрять проект „Мобильный техник“, в рамках которого часть сотрудников технического отдела получают задания и отчитываются удаленно – они в офисе вообще не появляются. Уже очевидно, что это работает, и очень эффективно. А что касается рынка физических лиц, приведу такие цифры: 60% пользователей домашнего интернета хотят подключаться через WiFi, чтобы иметь возможность использовать и мобильные устройства», – поделился директор по эксплуатации сети филиала компании «ЭР-Телеком» Андрей Зузенко. «Мы – оператор, который обслуживает порт. Задачи, которые нужно решать, – это совокупность деятельности в области логистики, стивидорной сферы. И чтобы все работало, абсолютно необходима мобильная связь. Мы как никто понимаем, что рынок мобильных решений развивается с огромной скоростью», – добавляет генеральный директор компании «Балттелекомпорт» Роман Бусло.

Выход для ученых

Участники ИТ-рынка акцентируют внимание на том, что во многих случаях применение мобильных устройств ускоряет развитие тренда, получившего название cloud computing. То есть перенос рабочих машин сотрудников в виртуальные среды, или облака, что уменьшает привязку рабочего места к конкретному рабочему персональному компьютеру. «Говоря о виртуализации, облачных сервисах и мобильности, следует разделять виртуализацию ИТ-сервисов и способы доступа. Использование мобильных устройств – лишь один из вариантов доступа к облачным сервисам.  Сегодня облачными сервисами часто пользуются посредством фиксированной связи», – объясняет руководитель по управлению ИТ-услугами  Северо-Западного филиала «МегаФона» Алексей Медников.

Вместе с тем очевиден устойчивый тренд на смещение акцента в сторону мобильного доступа к облачным сервисам: облачные сервисы развиваются благодаря мобильному доступу, мобильная передача данных – благодаря облачным сервисам. «У нас несколько своеобразный путь развития виртуализации. Сейчас развиваем сервис анализа эффективности работы сотрудников на телефонных линиях, когда руководитель может увидеть через свой кабинет, как отвечают на звонки. Например, находясь в Москве, узнать, что офис встал. И подобные сервисы весьма востребованы», – замечает коммерческий директор компании «Обит» Михаил Телегин. На рынке есть яркая история, когда организация, специализируясь на виртуальных АТС, достроила свое решение по анализу работы офиса до CRM-приложения, активно используемого в мобильном варианте, продолжает Андрей Зузенко.

 sever_593_044.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

Cамый неожиданный пример того, как тренд к виртуализации и мобильности влияет на отрасль, привел директор центра наукоемких компьютерных технологий НИУ ИТМО Александр Бухановский. «У меня особый взгляд со стороны: я представляю сообщество ученых. Относительно облачных вычислений хочу сказать, что для нас такие решения важны в первую очередь потому, что дают возможность доступа к чему-то единичному за океаном. Кроме того, облачные решения – пожалуй, единственный способ коммерциализации суперкомпьютеров, которые стоят в университетах», – рассказал он.

Небесплатное удобство

Понятно, зачем нужны мобильные решения компании, – чтобы ее сотрудники могли трудиться в любом месте в любое время. Например, стоя в пробке по дороге на работу. Однако в большинстве случаев сложно подсчитать, какой конечный доход дает мобильность. Между тем затраты на создание мобильных приложений могут способствовать заметному приросту ИТ-бюджета, особенно для средних компаний. «Мобильность – это всегда дополнительные расходы, потому что она не дает новый функционал, а повышает удобство использования, решает существующие проблемы», – поясняет Алексей Косыло.

Современное развитие рынка мобильных устройств порождает несколько непривычную проблему дублирования решений разных операционных систем. В отличие от рынка персональных компьютеров, где доминирует Windows, здесь мир двухполярный – разделенный между экосистемами iOS и Android (как предполагают аналитики, в скором будущем к ним присоединится Windows Mobile). В США и странах Азии эта ситуация не столь остра, поскольку там отчетливо доминируют Apple и Android соответственно, но в России безусловного лидера нет. «Заказчик должен принимать решение: либо всем сотрудникам закупать одинаковое „железо“, либо заказывать программы и под Android, и под Apple. То есть нести дополнительные расходы либо на софте, либо на „железе“», – отмечает Андрей Зузенко.

С другой стороны, говорит Алексей Медников, по данным аналитических исследований, ИТ-бюджет крупных компаний, как правило, не превышает 3% оборота, то есть определенное увеличение бюджета не может быть вызовом для них. Для стартующих компаний, для малого бизнеса использование публичных облачных сервисов и мобильного доступа – возможность наконец попробовать использовать серьезные корпоративные решения для оптимизации внутренних процессов и общения с клиентами.

Остается вопрос, который многие пока склонны недооценивать, – безопасность. Понятно, что мобильное устройство легче потерять или украсть, нежели персональный компьютер, и таким образом доступ к важной внутренней информации могут получить посторонние.

Смотреть в глаза

Глобальные вендоры, естественно, имеют набор историй конкретных компаний, показывающих, как мобильность рабочего места оборачивается ощутимыми дополнительными прибылями. «Есть замечательный пример от Linux, – вспоминает Иван Жиров. – В одном банке сделали виртуальные рабочие столы, сотрудникам обеспечили доступ с домашних устройств. И увидели следующий эффект: вечером люди едут домой, ужинают, общаются с семьей, а в десять вечера снова подключаются к своему рабочему месту. В конце месяца подсчитали: сотрудники банка генерировали умопомрачительную сумму рабочих часов в домашних условиях, то есть в то время, когда им не платят».

Подобные примеры на отечественном рынке пока не попали в подборку мировых разработчиков. Но вместе с тем новые мобильные решения быстро приобретают высокую ценность в глазах пользователей. Яркий и при этом самый популярный пример – корпоративная видеосвязь. Многие директора осознали ее значение. Общение с невидимым собеседником и с человеком, которого видишь, – разные вещи. «Когда „МегаФон“ запустил сети 3G,  с услугой видеозвонка были связаны большие ожидания. Однако людям психологически оказалось привычнее говорить без зрительного контакта», – комментирует начальник отдела корпоративных продаж Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Андрей Савченко.  Люди по телефону не всегда говорят правду, а обманывать, когда видишь лицо собеседника, гораздо сложнее.

То, что для конечных абонентов видеосвязь обладает скорее отрицательной ценностью, для заказчиков корпоративных решений, наоборот, имеет большое значение. Для повышения управляемости компании можно и нужно использовать то, что отказать или соврать голосу проще, чем человеку. «Часто работодатели, заказывая корпоративную видеосвязь, так прямо и говорят: „Я хочу его глаза видеть, когда с ним разговариваю“», – поделился Жиров.

Как далеко может завести увлечение удаленным доступом к рабочему месту, стоит ли отпускать сотрудников из привычного пространства офиса? Единого ответа на эти вопросы нет. «Мы, очевидно, самая мобильная компания, но все же четко понимаем, что тотальная мобильность – не для нас. Решения надо принимать по итогам личных встреч, личного обсуждения, то же касается приема и обучения новых сотрудников: только личное общение дает возможность передать навыки и сохранить корпоративную культуру», – убежден Алексей Медников.

Иная позиция у директора петербургского филиала компании «Вест Колл» Виктории Тихоновой: «Мое мнение таково: производительность важнее. Безусловно, есть сотрудники, функциональные обязанности которых влекут за собой частое и обязательное присутствие в офисе. Но есть и те, эффективность работы которых только выше оттого, что они в офисе нечастые гости, например продавцы. Поэтому надо не на время, проведенное в офисе, смотреть, а на эффективность рабочего времени своих коллег. А корпоративному духу это вообще никак не должно мешать».      

Санкт-Петербург