И снова «наше всё»

Тема недели
Москва, 26.11.2012
«Эксперт Северо-Запад» №47 (594)
Сырьевые отрасли – основа экспорта Северо-Запада. Региону остро не хватает предприятий, готовых экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью

Фото: архив «Эксперта С-З»

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил первый рейтинг крупнейших экспортеров Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам 2011 года. Как показывают результаты исследования, в отраслевой структуре экспорта региона доминируют сырьевые отрасли, в лидеры же вырвалась торговля нефтепродуктами. Этому способствует, в частности, созданная в СЗФО инфраструктура для транспортировки углеводородного сырья за рубеж.

Первая десятка отраслей, в которых предприятия округа показали наибольший объем экспортной выручки, достаточно предсказуема и соответствует традиционно сложившейся структуре экономики. Примеры предприятий, экспортирующих продукцию с инновационной составляющей, можно найти, но уже во второй части списка.

Сырьевой коридор

По итогам прошлого года общая экспортная выручка 150 крупнейших экспортеров СЗФО увеличилась на 16,9% по сравнению с 2010-м и достигла 28 млрд долларов. Физический объем экспортируемых товаров участников рейтинга сократился на 13,6%, таким образом, рост объема экспортной выручки у многих компаний происходил за счет повышения цен на их продукцию.

Такова ситуация и у предприятий, занимающих первые строчки рейтинга. Лидером в СЗФО по размеру экспортной выручки стал нефтяной брокер – «Сургутэкс», выставляющий на биржевых торгах нефтепродукты «Сургутнефтегаза». Экспортная выручка «Сургутэкса» выросла на 31,5% и достигла почти 10 млрд долларов, тогда как физический объем экспортируемой продукции упал на 6,3%. У «Северстали», которой принадлежит «серебро» рейтинга, экспортный оборот увеличился на 15,5%, а физические поставки сократились на 13,7%. Что касается «Нарьянмарнефтегаза», замыкающего тройку лидеров, то у него сократились и выручка, и объем экспортируемой продукции. Во многом это объясняется увеличением обводненности добываемого компанией сырья вследствие истощения запасов разрабатываемых месторождений.

Картинка по трем лидерам, в принципе, отражает ситуацию и в разрезе отраслей. Так, основная доля в общем объеме экспортной выручки – 40,8% – пришлась на предприятия, торгующие нефтью и нефтепродуктами, здесь также отмечаются высокие темпы прироста экспортного оборота – 36,6%. Однако в физическом выражении экспорт нефтепродуктов, пусть и незначительно, но снизился – на 1,1%.

Объемы экспорта углеводородного сырья и его фактической добычи на Северо-Западе существенно отличаются. Из всего объема физического экспорта нефти и нефтепродуктов предприятиями, вошедшими в рейтинг, только 15% сырья добыто в СЗФО. Причина расхождения – выгодное географическое расположение округа и наличие портовой инфраструктуры для перевалки сырой нефти, в частности терминальных мощностей в Ленинградской области: в порту Приморск (построенном в конечной точке первой нитки Балтийской трубопроводной системы БТС-1), в Усть-Лужском морском порту (БТС-2) и в Ненецком автономном округе – терминал в поселке Варандей. Пока по объемам перевалки сырой нефти СЗФО немного опережает южное экспортное направление, сосредоточенное в Новороссийске.

Что же касается добычи сырья, то она ведется только в трех регионах Северо-Запада – Ненецком автономном округе, Республике Коми и Мурманской области. И у всех компаний – участников рейтинга, ведущих добычу нефти в СЗФО, за исключением «Полярного сияния», стоимостные и физические объемы экспорта по итогам 2011 года заметно упали. Общая экспортная выручка предприятий этого сектора, попавших в рейтинг, уменьшилась на 49,4%, объем поставок – на 63,3%.

Заработать на ломе

На втором месте по доле в общей выручке находится химическая промышленность, что объясняется наличием в СЗФО ряда сильных компаний этой отрасли, в том числе производящих и экспортирующих минеральные удобрения, – «Аммофос», «Фосфорит», «Акрон», «Агро Череповец», «Апатит». Несмотря на то что у некоторых представителей этой сферы объемы физического экспорта упали, размер совокупной выручки позволил данному сегменту обогнать традиционного для Северо-Запада лидера – лесопромышленный комплекс. В леспроме, кстати, наблюдалась положительная динамика и выручки, и объема поставок. В рейтинг вошли 41 предприятие из сферы лесозаготовки, переработки и производства целлюлозно-бумажной продукции, то есть почти треть списка. Тогда как химическую и нефтехимическую промышленность представляют 13 компаний.

Что касается черной металлургии, которая по объемам экспортной выручки лишь немногим уступила леспрому, то из этого сектора в рейтинг попали только три предприятия: «Северсталь», Ковдорский ГОК и «Карельский окатыш», и все они – градообразующие. Основной вклад в их совокупную выручку внесла «Северсталь» – 2,5 млрд долларов, без нее черная металлургия заняла бы лишь шестое место с показателем 800 млн долларов. А это немногим больше, чем общий экспортный оборот предприятий, торгующих вторичным металлом, проще говоря, металлоломом. В рейтинге оказалось 18 таких компаний, их совокупная экспортная выручка в 2011 году составила 603,4 млн долларов, увеличившись почти на 67,8%, а физический объем экспорта вырос на 39,8%.

Показательно, что торговля вторметом, не предполагающая высокой добавленной стоимости и существенных вложений в технологии производства, опередила по обороту машиностроение и металлообработку. Представителей последней в рейтинге всего шесть – в три раза меньше, чем торговцев вторсырьем.

Предприятия машиностроительного комплекса продемонстрировали хорошие темпы прироста выручки – 51%, тогда как физический объем экспорта увеличился всего на 3,1%. Столь существенное расхождение обусловлено тем, что почти половина компаний данной сферы, представленных в рейтинге, продемонстрировали сокращение физического объема экспорта. Выручка же у этих игроков снизилась не столь заметно, и здесь роль сыграл, по всей видимости, опять же ценовой фактор.

Приятное исключение

Стоит заметить, что предприятия из сферы машиностроения, вошедшие в рейтинг, работают в различных сегментах рынка – от автомобилестроения («Хендэ») до выпуска электропроводки и электроники (АЕК в Костомукше). Интересный пример – петербургская компания «Апекс», создающая установки для выращивания монокристаллов, которая заняла в рейтинге 69-е место. Есть инновационные предприятия в сфере машиностроения, которые не вошли в число крупнейших экспортеров по причине невысокой экспортной выручки, например завод «Цифровые телевизионные системы» в Калининграде (он находился бы где-то на 188-м месте рейтинга). Таким образом, машиностроительная отрасль обладает потенциалом с точки зрения как диверсификации товарной структуры, так и инновационной направленности. Однако пока крупнейшие машиностроители-экспортеры сокращают физические объемы поставок.

Что касается регионального разреза, то по объемам экспорта в денежном выражении лидирует Санкт-Петербург (прежде всего за счет торговли нефтепродуктами), далее следуют Вологодская (черная металлургия и химическая промышленность) и Архангельская области (нефтедобыча в НАО и лесопромышленный комплекс). На последнем месте – Калининградская область: здесь мала доля сырьевого экспорта, а основные объемы в стоимостном выражении обеспечили экспорт сельскохозяйственной продукции (компания «Содружество-Соя») и машиностроение.

Не только география

Сырье в том или ином виде по-прежнему является основой экспорта в СЗФО, и в корне изменить ситуацию в ближайшей перспективе невозможно, да и, наверное, не нужно. Но наравне с этим необходимо направлять усилия на увеличение доли экспорта продукции с более высокой добавочной стоимостью. Государство могло бы оказать поддержку компаниям, развивающим данное направление, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, когда экспорт лома по темпам прироста выручки и физического объема продукции опережает машиностроение.

Примечательно, что, несмотря на выгодное геополитическое положение, обеспечивающее СЗФО весомое преимущество в части организации логистики для международной торговли, регион по итогам первых шести месяцев текущего года не вошел в тройку лидеров по объемам экспорта. Помимо Центрального округа, чье первенство было ожидаемо, Северо-Запад обогнали Уральский и Приволжский федеральные округа. Так что у властей субъектов СЗФО есть повод задуматься, как развивать экспортный потенциал региона, в том числе за счет создания инфраструктуры и предоставления экспортерам льгот, ведь на одном географическом положении далеко не уедешь.

Санкт-Петербург

150 крупнейших экспортеров Северо-Запада

Методы и информация

Рейтинг представляет экспортную деятельность компаний Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Мурманской, Калининградской и Вологодской областей, республик Коми и Карелия). Источником информации для составления рейтинга послужили статистика по внешней торговле, полученные в ходе анкетирования данные компаний, отчеты эмитентов, корпоративные сайты, собственная информация и оценки АЦ «Эксперт Северо-Запад».

На основе статистики по внешней торговле и информации о деятельности предприятий был составлен список претендентов на включение в рейтинг крупнейших экспортеров Северо-Запада. Отбирались только те компании, которые зарегистрированы на территории СЗФО, независимо от принадлежности к тому или иному холдингу. Далее на основе отчетности и иных источников был уточнен стоимостный и физический объем экспорта предприятий. После чего все потенциальные участники рейтинга были проранжированы по размеру статистической стоимости декларируемого товара в долларах в 2011 году и выбраны 150 крупнейших. Рейтинг обладает недостатками, обойти которые в рамках существующей системы раскрытия информации в полной мере не представляется возможным.

Отраслевая структура крупнейших экспортеров
Самый большой кусок экспортного пирога – сырье
Сырьевые отрасли лидируют по темпам роста экспорта в стоимостном и физическом выражении

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №47 (594) 26 ноября 2012
    Крупнейшие экспортеры Северо-Запада
    Содержание:
    Повестка дня
    Тема недели
    Крупнейшие экспортеры Северо-Запада
    250 крупнейших компаний Северо-Запада
    Реклама