Мнения специалистов

26 ноября 2012, 00:00
  Северо-Запад

Директор по информации и общественным связям Группы «Илим» Артем Савко:

Артем Савко sever_594_020-2.jpg
Артем Савко

– Около 40% продукции нашей компании поставляется на российский рынок и в страны СНГ, остальное экспортируется. Наш крупнейший экспортный рынок – Китай, на него приходится более 40% поставок, на остальные государства – 20%. Большой объем также идет в Европу.

Серьезных сложностей в процессе экспорта мы не испытываем. При поставках в Китай компания в первую очередь ограничена собственными мощностями. Потребление целлюлозы в Поднебесной растет самыми высокими темпами в мире – порядка 7% в год. Соответственно, имеющихся у компании на настоящий момент мощностей недостаточно, чтобы в полной мере удовлетворить потребности китайского рынка. Сейчас мы реализуем в Братске крупнейший в российской целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет инвестпроект, направленный на увеличение мощностей, ориентированных прежде всего на рынки Китая и Юго-Восточной Азии.

В первую очередь «Илим» руководствуется соображениями экономической эффективности.

В отношении внутреннего рынка долгосрочная стратегия компании – импортозамещение, то есть производство в стране по конкурентным ценам продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, которая сегодня импортируется.

Конечно, выгоднее поставки на внутренний рынок – даже просто из соображений стоимости доставки продукции. А когда потребности внутреннего рынка удовлетворены полностью, излишки мы экспортируем. И это соотношение определяется экономической эффективностью, ценами и спросом.

Директор по продажам компании «Алкор Био» Виктор Заболотный:

Виктор Заболотный sever_594_020-3.jpg
Виктор Заболотный

– Основная сложность для экспортера заключается в том, что необходима регистрация каждого продукта практически во всех странах, кроме входящих в Евросоюз: там для всех государств единые требования и документы.

Поскольку мы производим изделия медицинского назначения, наша экспортная продукция помимо регистрационного удостоверения Росздравнадзора и европейского знака качества СЕ-mark имеет также регистрационные удостоверения и сертификаты качества тех государств, на территории которых она используется. К примеру, выход продукции «Алкор Био» на рынок Киргизии произошел более десяти лет назад, когда в Минздраве этой страны была зарегистрирована линейка тест-систем для гормональной диагностики. Однако при появлении новых продуктов процедуру регистрации приходится каждый раз проходить заново.

Существуют сложности и в оформлении таможенных документов. Основная связана с экспортом модифицированных иммунологических продуктов на основе сыворотки крови человека. При экспорте (да и при импорте) такой продукции необходимо получать лицензию на ее экспорт, что накладно и порой занимает много времени (от полутора месяцев).

В СНГ продажи ведутся через дилерскую сеть или местные перепродающие компании, возможна и отгрузка товара напрямую покупателю. Это связано с лояльностью к российскому производителю в этих странах. В Европе прямые отгрузки – редкость, поскольку доверие к отечественным производителям там гораздо ниже. Поэтому здесь работа ведется через местные фирмы, которые берут на себя функцию продвижения продукции «Алкор Био» на европейский рынок.

Что касается взаимодействия с таможней, то оно, как правило, одностороннее. Ведомство закономерно требует выполнения вновь принятых нормативных актов, которые плохо конкретизированы. К примеру, при введении ограничения на ввоз и вывоз крови и ее компонентов процесс выяснения порядка этих процедур занял два с половиной месяца.

Государство могло бы стимулировать несырьевой экспорт путем предоставления льгот предприятиям-экспортерам – налоговых, кредитных. Также полезно было бы добиться признания документов регистрирующих органов России в других странах, хотя бы в рамках Таможенного союза.

Директор по связям с общественностью и органами власти корпорации General Satellite Сергей Орлов:

Сергей Орлов sever_594_020-4.jpg
Сергей Орлов

– Экспортная деятельность НПО «Цифровые Телевизионные Системы» (GS Group) началась в 2008 году, с момента начала работы завода «Цифровые телевизионные системы» (ЦТС), расположенного в технополисе GS в Калининградской области. Предприятие экспортирует продукцию в страны СНГ, Евросоюза и Азии.

Фактор успеха экспорта – собственная маркетинговая активность компании. Кроме того, в регионе действует Закон РФ №16 «Об особой экономической зоне в Калининградской области», согласно которому товары, произведенные в ОЭЗ и вывозимые в другие государства, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей при таможенном оформлении. Поэтому сейчас никаких трудностей с экспортом нет. Однако срок действия данного закона – до 2016 года. Если его не продлят, можно будет говорить о потенциальных проблемах в этой сфере.

Необходимо упростить процедуру сертификации товаров. Существующая двойная сертификация (и на сырье, и на готовый продукт) не соответствует логике системы технического регулирования, предполагающей госконтроль только готовой продукции. В международной практике, как правило, не проводится сертификация продукции, предназначенной для промышленной переработки, так как это приводит к удорожанию готовой продукции и служит барьером для торговли. Проводить сертификацию в отношении перерабатывающей промышленности нецелесообразно, так как ввозимое сырье имеет подтверждающие документы стран-экспортеров, а при выпуске готовой продукции перерабатывающие предприятия оформляют сертификаты ее происхождения.

Поддержка государством производителей-экспортеров, предоставление налоговых льгот (косвенное субсидирование экспорта) могли бы стимулировать экспорт. Например, отмена налога на имущество, льготы по страховым взносам позволили бы снизить себестоимость продукции и сделать ее более конкурентоспособной на внешнем рынке.

Генеральный директор Агентства бизнес-коммуникаций DIRECT Наталья Подгорецкая:

Наталья Подгорецкая sever_594_021-1.jpg
Наталья Подгорецкая

– Если компания готова начать экспортировать продукцию, но еще не имеет в этом опыта, то у нее два направления для первых шагов – Запад и Юг. В первом случае интересуются в основном прибалтийскими странами (Эстония, Латвия, Литва), реже – Швецией, Норвегией. Южное направление – Украина и Казахстан.

Первая задача на стартовом этапе – грамотное маркетинговое исследование, позволяющее верно определить свою рыночную нишу. Если компания может угодить потребителю по характеристикам продукции, а себе обеспечить необходимый уровень прибыли, – она на своем месте. Если нет – или ниша не та, или допущены ошибки в маркетинговом анализе.

Далее предстоит поиск партнеров, с которыми можно будет долго и плодотворно работать: дистрибуторы, торговые сети, логисты, сертификационные центры, юристы. Нужен компетентный сопровождающий в экспортной стране, уполномоченный вести переговоры от вашего имени и способный проконсультировать по любому вопросу.

И наконец – выход на плановые показатели. Если вы понимаете, что есть куда расти, будьте упорными и выходите на необходимый постоянный уровень. Этот совет кажется банальным, но в реальности приходится ежедневно слышать истории из серии «Мы поставляли в Казахстан, но объемы были небольшие, а потом все и вовсе заглохло».

Что касается таможни, то она медленно, запоздало, но развивается. Общий курс на упрощение таможенных процедур взят. Нюансов огромное количество, но сегодня невооруженным глазом видны грубость и медлительность. Первое связано с менталитетом российской таможни: порой создается впечатление, что основная ее цель – возвести максимальное количество барьеров для бизнеса, в том числе психологических. Вторая проблема – проволочки и сроки. В частности, срок выпуска товара с таможни – восемь-десять часов. То есть склад временного хранения – это непременная статья расходов при любой поставке. Очень хочется надеяться, что мы придем к электронному декларированию, причем в нормальном его варианте.

Иные нюансы, связанные с конкретными поставками, в большинстве своем имеют решение, зависящее от наших усилий как участников рынка.

Директор экспедиторского подразделения ГК «Форвард» Александр Забелин:

Александр Забелин sever_594_021-2.jpg
Александр Забелин

– В российских условиях с таможней действительно сложно работать: нужно знать тонкости таможенных процедур, законодательства, уметь общаться с чиновниками – таможенными инспекторами. Следовательно, предприятиям-экспортерам часто приходится обращаться к услугам таможенных брокеров, а они стоят дорого, отличаясь от других стран в десятки раз. Например, в Европе оформление одной декларации стоит от 50 до 100 евро, в Америке и Китае – от 50 до 100 долларов, а в России – уже 500-1000 долларов.

Остаются нерешенными многие логистические вопросы, связанные в том числе с неразвитостью инфраструктуры. В Европе или США, например, вся территория обеспечена автомобильными и железнодорожными магистралями, речными внутренними путями. Это позволяет быстро доставлять груз и снижает издержки.

В России достаточно развитая транспортная инфраструктура сформирована вокруг очагов развития – Санкт-Петербурга и Москвы, а за пределами мегаполисов – «серая» зона. В результате потенциальные экспортеры зачастую не имеют альтернативных способов доставки и вынуждены использовать лишь один из возможных вариантов вывоза своей продукции. Кроме того, логистический рынок страны находится на начальной стадии развития, поэтому комплекс предоставляемых на нем услуг не столь развит, как в той же Европе.

Все эти факторы, в том числе расходы на таможенные процедуры, влияют на транспортно-логистическую составляющую в конечной цене товара, делая его неконкурентоспособным на зарубежных рынках. Поэтому многие производители так и не становятся полноценными участниками внешнеторговой деятельности и остаются потенциальными экспортерами.