Чемодан без ручки

Повестка дня
Москва, 03.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №48 (595)

Авиакомпания SAS («Скандинавские авиалинии») находилась в шаге от банкротства. Для получения очередного банковского кредита ей пришлось разработать трехлетний план существенного сокращения издержек, который предусматривает сокращение штата примерно на 800 человек, а также зарплат, пенсий и компенсационных выплат сотрудникам. Кроме того, SAS намерена продать дочернюю норвежскую авиакомпанию Wideroe и другие активы, например наземную систему грузового обеспечения.

Правительства Швеции, Дании и Норвегии (им принадлежит 50% акций «Скандинавских авиалиний») одобрили план финансовой реструктуризации, который предложила SAS, что позволит ей взять банковский кредит под государственные гарантии. Кроме того, руководству авиаперевозчика пришлось договариваться с профильными профсоюзами из этих Скандинавских стран, поскольку план предусматривает сокращения различных выплат персоналу.

Как заявил в интервью Svenska Dagbladet руководитель инвестиционного департамента SAS Стуре Стёлен, в случае реализации плана компании удастся довести издержки до уровня, который обеспечивает ее основной конкурент на скандинавском рынке – Norwegian. Текущие издержки на перевозку одного пассажира в «Скандинавских авиалиниях» составляют 0,82 кроны (0,11 евро по текущему курсу), утверждает Стёлен: «Согласно нашим аналитическим выкладкам, аналогичный показатель для Norwegian – от 0,54 до 0,62 кроны. Реализация нашего плана доведет уровень издержек до 0,54 кроны». Глава Norwegian Бьёрн Хьюс ехидно прокомментировал слова Стёлена: «Даже если SAS доведет уровень издержек до нуля, она все равно не сможет конкурировать с нами».

Некоторые аналитики рынка также сомневаются, что SAS сумеет решить текущие и будущие экономические проблемы. Доцент норвежской школы бизнеса BI Эспен Андерсен полагает, что через пару лет компания столкнется с новыми сложностями: «Ее пассажирский парк устаревший и разнородный. Поскольку средний возраст самолетов составляет 12 лет, их обслуживание влетает в копеечку, а кроме того, SAS приходится эксплуатировать самолеты различных типов. Такую сложную бизнес-модель могут позволить себе лишь гиганты отрасли, такие как Lufthansa, Air France, KLM, British Airways. Слишком дорого обходится и содержание сотрудников – они работают в SAS долго, заработали много бонусов и выслужили очень высокие пенсии».

Шеф-редактор издания Travel Insider Ян Ульсон также уверен, что SAS должна измениться, чтобы заинтересовать эвентуального покупателя. «Главное для руководителя компании Рикарда Густафсона – разработать модель, которая подходила бы покупателю. И это абсолютно не та модель, которая используется сегодня», – подчеркивает он. Праволиберальное правительство Швеции уже несколько лет пытается найти покупателя на SAS, однако министр финансов страны Петер Нурман считает, что ее невозможно продать. Дело в том, что по законодательству ЕС мажоритарным акционером SAS может стать только западноевропейская компания, а экономическое положение Lufthansa и других крупных авиаперевозчиков не позволяет им осуществить столь дорогую инвестицию.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (595) 3 декабря 2012
    Развитие территорий
    Содержание:
    Край отчаянья и надежды

    Судьба заполярной Амдермы и других северных поселков зависит от четкого понимания федеральными властями, как будут развиваться арктические территории

    Реклама