Ползем на рекорд

Транспорт
Москва, 03.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №48 (595)
Новый рекорд продаж легковых автомобилей означает лишь завершение восстановительного роста

Иллюстрация: архив «Эксперта С-З»

Авторынок как барометр экономики находится не в лучшей форме: в Европе наблюдается спад, и рынок задает автобизнесу одну загадку за другой. Ответы на новые вызовы отличаются большим разнообразием – от диверсификации модельного ряда до свертывания производства и закрытия заводов на одних рынках и расширения присутствия на других.

Российский авторынок пока увеличивается, однако это не значит, что автобизнес может быть спокоен за свое будущее. В этой сфере возможно только динамическое равновесие, поэтому, чтобы сохранить рост, отечественным игрокам тоже придется покрутиться.

Каждый месяц хуже

По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам десяти месяцев 2012 года составили 2,4 млн машин. Рост по сравнению с тем же периодом 2011-го составил 13%. Агентство «Автостат» приводит данные по результатам регистрации новых автомобилей, которые из-за задержки во времени несколько отличаются от статистики продаж. За десять месяцев 2012-го в России зарегистрировано 2,3 млн новых легковых авто, что на 13,5% больше, чем годом ранее.

В любом случае, нельзя не отметить: с начала года темпы роста рынка снижаются, что отражает динамика месячных продаж, которая падает уже не первый месяц. В октябре, по сведениям АЕБ, реализовано 253,7 тыс. машин, что всего на 5% больше, чем годом ранее. Большинство экспертов сходятся в том, что «потребительский аппетит» покупателей в России уменьшается. «Спрос в целом замедляется по сравнению с прошлым годом, что будет оказывать влияние на уровень продаж в ближайшие месяцы», – полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Выход месячных продаж на пиковый докризисный уровень (во втором квартале 2008 года – около 250 тыс. машин в месяц) свидетельствует о завершении восстановления рынка. В кризис он провалился до 100 тыс. продаваемых в месяц автомобилей (конец 2009-го – начало 2010 года). И хотя посткризисный восстановительный рост реализации новых машин продолжается, темпы его снизились до минимального уровня, а динамика продаж отдельных брендов в октябре стала разнонаправленной.

Больше всего проданных машин приходится на АвтоВАЗ, который после небольшого сокращения в сентябре по итогам октября увеличил реализацию, но лишь на 2% – до 50 тыс. автомобилей. Второе место сохраняет Chevrolet – реализация 18 тыс. 724 автомобилей обеспечила американской марке лидерство на рынке иномарок. При этом основной прирост обеспечил бестселлер марки Cruze (плюс 71%). Третий результат показал Renault – 16 тыс. 903 авто, а самой продаваемой моделью марки четвертый месяц подряд остается новый кроссовер Duster, на который в октябре пришлось около 40% реализации.

А вот лидером роста в первой десятке производителей по объемам продаж стала Toyota – 11 тыс. 789 автомобилей, что на 29% больше, чем в октябре 2011 года. Второе место по темпам роста делят Chevrolet и Renault, продажи которых прибавили по 24%. Компании Kia, занявшей в октябре третье место среди иномарок по реализации (16 тыс. 842 машины), удалось продемонстрировать подъем на 14% по сравнению с октябрем 2011 года.

Как никогда высокие показатели повышения месячных продаж в октябре продемонстрировали марки премиум-сегмента. Продав 2 тыс. 946 автомобилей, Audi показала рост на 57%. Не отстает и бренд BMW, реализовавший 2 тыс. 750 машин и показавший рост на 42%. Однако рекордное увеличение продаж премиальных автомобилей не смогло компенсировать то обстоятельство, что сразу несколько брендов из лидирующей по объемам реализации первой десятки показали отрицательную динамику.

Тянут вниз

Продажи автомобилей Ford снизились по сравнению с октябрем прошлого года на 15%. Причем в августе данный показатель вырос на 28%, а в сентябре – уже только на 2%. Это произошло во многом из-за падения на 21% реализации самой популярной в России модели концерна – Focus. Продажи Hyundai в октябре сократились на 6%, и тоже в основном за счет уменьшения на 4% спроса на самую популярную в РФ иномарку – Solaris. На 9% снизились продажи Nissan, при этом по самой популярной модели японского автоконцерна – Qashqai – на 38%.

«Обычно четвертый квартал отличается самыми высокими продажами, так что замедление в октябре очень показательно. Эта тенденция свидетельствует об общей стагнации рынка и падении спроса»,– констатирует аналитик компании «Атон» Михаил Пак.

Однако автопроизводителей ситуация с реализацией пока не пугает: они считают ее временной. В российских представительствах Ford и Hyundai снижение продаж связывают с динамикой поставки автомобилей в течение 2011-2012 годов. Так, в октябре прошлого года отечественные дилеры получили первые поставки новой версии Focus, и объемы продаж новинки были очень высокими. В Nissan признают, что сокращение продаж связано с общим замедлением рынка, однако резкое падение реализации Qashqai объясняют смещением спроса в сторону моделей Juke и Tiida.

В региональном разрезе, по данным «Автостата», ситуация на рынке более однородна – в большинстве основных регионов страны темпы увеличения продаж отличаются от среднероссийских в ту или иную сторону на 5-10%. Вместе с тем аналитики утверждают, что структура отечественного авторынка меняется в связи с повсеместным ростом реализации новых иномарок.

Все на иномарки

Больше всего новых автомобилей зарегистрировано за десять месяцев в Москве – 331,8 тыс. (14,5% общероссийского рынка новых машин). По сравнению с предыдущим годом рост составил 12,8%, при этом доля иномарок в столице увеличилась с 94,7 до 96,1%. Второй результат продемонстрировала Московская область – 189,8 тыс. авто, что на 13,3% больше, чем годом ранее. Доля иномарок в Московской области также выросла – с 89,2 до 92,3%.

Тройку лидеров по количеству зарегистрированных новых автомобилей замыкает Санкт-Петербург: его жители за первые десять месяцев 2012 года приобрели 117 тыс. машин. Увеличение по сравнению с прошлым годом составило 22,7%, что стало одним из самых высоких показателей на региональном рынке. В Северной столице иномарки также занимают доминирующее положение на рынке новых машин: их доля поднялась с 90,1 до 94%.

Аналитики считают, что смещение потребительского интереса в сторону иномарок происходит во всех регионах, причем даже там, где сконцентрировано производство автомобилей российских марок и где они традиционно были популярны, в частности в Самарской области и Башкирии. Неудивительно, что, как сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС), импорт легковых машин в январе-сентябре 2012 года вырос на 19,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го и составил 828,3 тыс. авто.

При этом наибольший прирост доли иномарок отмечается в регионах со сравнительно низким уровнем доходов населения. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов связывает это с тем, что в этих регионах после завершения программы утилизации «потребители переориентировались на бюджетные иномарки – Volkswagen Polo седан, Hyundai Solaris, Renault Logan». «В более обеспеченных регионах это перераспределение произошло ранее», – уточняет он.

Однако повсеместное повышение доли продаж иномарок не гарантирует роста рынка, так как происходит за счет сокращения спроса на отечественные марки. Представитель компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов смотрит на долгосрочные перспективы рынка без особого оптимизма: «На фоне общей неопределенности в экономике, снижения покупательной способности и увеличения кредитных ставок рост рынка продолжит замедляться». При этом он замечает, что временно, до конца года, ситуацию могут исправить традиционные предновогодние акции дилеров.

Взрывоопасный арсенал

На прошедшем в конце октября в Москве втором ежегодном форуме «АвтоРитейл в России», организованном Институтом Адама Смита в партнерстве с Ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), рассматривались и проблемы дилерских скидок. «По мере того как рынок подходит к порогу насыщения, а темпы роста стремятся к нулю, среди автопроизводителей и дилеров начинаются ценовые войны. Это, конечно, на руку потребителю, но для дилеров таит в себе мину замедленного действия», – поясняет генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.

По результатам мониторинга скидок и бонусов, проведенного «Автостатом», зимним комплектом резины в подарок и скидкой 30 тыс. рублей уже никого не удивишь. В BMW готовы жертвовать 128 тыс. рублей за X3, Subaru завлекает суммой 150 тыс., Ford и Nissan обещают скидки до 200 тыс. рублей. По мнению генерального директора группы компаний «АвтоСпецЦентр» Владимира Моженкова, такие ценовые войны могут привести к разорению дилеров: «В погоне за объемами продаж любой ценой может оказаться, что, подсчитав через определенное время свои прибыли и убытки, некоторые дилеры будут вынуждены сворачивать бизнес».

В то же время потребителям стоит использовать этот момент для приобретения нового автомобиля. «Думаю, в предстоящие зимний и весенний сезоны будут одни из самых выгодных ценовых предложений последнего времени. Потом, возможно, производители и дилеры внесут коррективы в свои планы и уравняют спрос и предложение. Но на ближайшие полгода однозначно наступает рынок покупателя», – убежден Целиков. Однако вряд ли все компании будут столь безрассудны. Так, «Skoda Auto Россия» объявила о плановом увеличении розничных цен на весь модельный ряд уже с 1 января 2013 года. Повышение, основанное на среднегодовых темпах инфляции, составит в среднем до 5%.

Будем посмотреть

Многие специалисты полагают, что пока нет оснований ждать прекращения роста отечественного автомобильного рынка. По прогнозу комитета автопроизводителей АЕБ, в 2012 году он может превысить 2,8 млн новых машин. Финансовый директор Volkswagen Group Rus Михаэль Обровски на прошедшем в Калуге международном форуме по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в РФ «АвтоЭволюция 2012» заявил, что российский рынок легковых автомобилей по итогам 2012 года составит 2,7 млн машин. Так что, превысив показатели продаж прошлого года (2,6 млн авто), он может так и не обновить рекорд, установленный в докризисном 2008-м (2,84 млн).

В следующем году Volkswagen рассчитывает на дальнейший рост, но всего на 7% – до 2,9 млн машин. АвтоВАЗ по итогам 2013-го ожидает увеличения отечественного рынка новых легковых авто до 3 млн единиц. «Мы прогнозируем на следующий год рост российского рынка в целом до 3 млн автомобилей, и наша задача – удержать долю Lada на уровне нынешних 19-20%», – сообщил корпоративному изданию предприятия начальник управления по маркетингу АвтоВАЗа Александр Бредихин.

Все оптимистические прогнозы строятся на том, что по уровню автомобилизации россияне все еще серьезно отстают от европейцев. Как считает директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Тимур Микая, Россия обладает высоким потенциалом для развития производства и продаж легковых машин, ведь показатель автомобилизации в стране составляет 243 машины на 1 тыс. жителей, что вдвое меньше, чем в среднем по Европе – 477 авто.

Справедливости ради отметим, что восстановительный рост прошлых лет опирался не на стремление догнать развитые страны по уровню автомобилизации, а на то, что денежные доходы граждан повышались быстрее, чем дорожали машины. Так, средняя долларовая зарплата в России в 2011 году увеличилась по отношению к 2007-му на 15,3% (с 693 до 799 долларов в месяц), а средняя фактическая стоимость проданного автомобиля за тот же период – лишь на 8,8% (с 21,7 до 23,6 тыс. долларов). И если пять лет назад новая машина обходилась среднестатистическому россиянину в 2,6 года работы, то в 2011-м – в 2,4 года.

Для установления новых рекордов эта тенденция должна сохраниться. Впрочем, и бизнес работает не ради рекордов, поэтому не так важно, порвет ли российский авторынок рекордную ленточку финишным рывком в этом году или вползет на рекорд в следующем.   

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (595) 3 декабря 2012
    Развитие территорий
    Содержание:
    Край отчаянья и надежды

    Судьба заполярной Амдермы и других северных поселков зависит от четкого понимания федеральными властями, как будут развиваться арктические территории

    Реклама