С колес на рельсы

Транспорт
Москва, 03.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №48 (595)
РЖД намерены переориентировать часть грузовых и пассажирских перевозок между Россией и Финляндией с автотранспорта на железную дорогу

Добрососедские отношения России и Финляндии способствуют росту товарооборота между странами. Как ранее сообщал министр по делам ЕС и внешней торговли Финляндии Александер Стубб, после падения товарооборота в 2009 году с 2010-го наблюдается его рост. В 2011 году этот показатель достиг 16 млрд евро, в том числе 11 млрд приходится на российский импорт, а 5 млрд – экспорт в Россию.

Тесное сотрудничество стимулирует к расширению грузовых и пассажирских перевозок, что требует развития приграничной транспортной инфраструктуры. Наиболее распространенный способ доставки – автотранспорт, что усиливает нагрузку на автомобильные пограничные пункты пропуска (ПП) и способствует формированию пробок на границе. Не секрет, что эта проблема особенно обостряется в праздничные дни, когда постоянный поток автотранспорта дополняется автотуристами. Сводки о размерах очередей на ПП стали привычными в ежедневных новостях. Для снижения этой нагрузки и диверсификации внешнеторгового сообщения Россия и Финляндия все активнее развивают железнодорожное сообщение.

Отдых под стук колес

Чтобы грузы и пассажиры предпочли железнодорожный транспорт автомобильному, требуется развитие как инфраструктуры, так и маршрутной сети. Как признает заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочерняя компания РЖД) Олег Никитин, в 2011 году российско-финскую границу пересекли 10 млн человек и только 450 тыс. из них воспользовались железнодорожным транспортом, так что его потенциал значителен. Столь скромное количество людей, выбирающих этот способ перемещения, объясняется довольно ограниченным предложением. Кроме того, по стоимости пассажирские железнодорожные перевозки пока проигрывают автотранспорту. В настоящее время в день совершается десять регулярных рейсов: по четыре в каждую сторону Allegro (Санкт-Петербург – Хельсинки) и по одному – поезд «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки). В праздничные периоды дополнительно назначаются туристические поезда. Таким образом, общее число рейсов за год приближается к 4 тыс., в среднем каждый поезд везет лишь немногим более сотни пассажиров.

Тем не менее число пассажиров поездов между Россией и Финляндией растет: по прогнозам участников рынка, в текущем году по отношению к 2011-му на 15%, до 0,5 млн человек. По мнению вице-президента по дальним перевозкам Финских железных дорог Ари Ванханена, пассажиропоток поездов Allegro, совершающих основной объем перевозок между Финляндией и Россией, увеличится в 2012 году на 15% – до 350 тыс. человек. Однако эта динамика отстает от общего роста пересечений российско-финской границы.

Представители железнодорожного бизнеса решили переломить ситуацию и приступили к реализации сразу нескольких проектов, направленных на расширение пассажирских маршрутов.

По словам Никитина, ФПК намерена запустить новые пассажирские железнодорожные маршруты между Россией и Финляндией, сейчас просчитывается экономическая составляющая сразу трех маршрутов: Санкт-Петербург – Выборг – Иматра, Петрозаводск – Сортавала – Йоэнсуу и Петрозаводск – Костомукша – Оулу. Сообщение будет организовываться в три этапа. В 2012-2013 годах планируется пустить поезда по заявкам туристических фирм. Первый поезд до Йоэнсуу, сформированный из купейных вагонов и вагонов СВ, отправится из Петрозаводска в конце декабря. В марте 2013 года может начаться движение туристического поезда между Петербургом и Иматрой (время в пути – около трех с половиной часов). На следующем этапе предполагается назначение «поездов выходного дня», которые будут отправляться в пятницу, а возвращаться в воскресенье. И только после этого станет возможна организация регулярного движения пассажирских поездов по трем новым маршрутам.

Развитие железнодорожных перевозок заботит и финскую сторону. Мэр Иматры Пертти Линтунен констатирует, что пассажиропоток на переходе между Светогорском и Иматрой ежегодно растет на 20%. Автомобильный пункт пропуска, построенный десять лет назад и рассчитанный на 1 млн человек в год, перегружен. По итогам 2012 года число пересечений границы в этой точке достигнет 2 млн. На взгляд Линтунена, необходимо расширять пограничный переход, а диверсификация способов доставки пассажиров существенно улучшит ситуацию.

Чтобы увеличить число пересечений границы по железной дороге, необходимо также активно развивать железнодорожные пункты пропуска. «Проблема запуска туристических поездов не в исследовании или написании бизнес-планов, а в необустроенности железнодорожных пограничных переходов», – подтверждает первый заместитель начальника ОЖД Олег Валинский.

Железнодорожная граница

Протяженность границы между Финляндией и Россией составляет 1,3 тыс. км, на ней действуют пять железнодорожных пунктов погранпропуска. Как уверяет руководитель Северо-Западного территориального управления Росграницы Михаил Смолкин, ведомство ведет работу по их развитию. Так, реализуется масштабный проект по развитию железнодорожного пограничного перехода Светогорск – Иматра и изменению его статуса на международный. Как поясняет Олег Валинский, в настоящее время он имеет статус технологического, через него на экспорт из России отправляется только древесина, а обратно возвращаются порожние вагоны.

Статус международного железнодорожный ПП Светогорск – Иматра может получить к 2014 году, полагает Смолкин, после чего будет возможно пропускать через него пассажиров, а также многие виды грузов. Но чтобы изменить статус, необходимо приспособить ПП для нормальной деятельности государственных контрольных органов: оснастить весовым оборудованием, организовать досмотровые центры и т.д. По оценкам Смолкина, в обустройство потребуется инвестировать 500-600 млн рублей, причем преимущественно это будут вложения бизнеса обеих стран, заинтересованного в работе этого ПП. На данном этапе завершается процедура передачи 14,5 га земли, примыкающей к границе, из муниципальной и областной собственности и федерального Фонда лесного хозяйства в федеральную собственность. После чего уже в следующем году можно будет приступать к реальным действиям, рассказывает Михаил Смолкин.

Международный статус пассажирского железнодорожного ПП дает возможность развивать как пассажирские, так и грузовые перевозки. «Официально было объявлено, что объем импорта, который может пойти через этот переход, – от 150 до 300 тыс. тонн в год (около 25 вагонов в день). Сегодня здесь проходят всего четыре пары поездов, а груз 300 тыс. тонн – это семь пар, то есть резерв есть. Поэтому хотелось бы, чтобы бизнес Финляндии, собрав весь свой интеллектуальный потенциал, выдал окончательную цифру, которая поможет решить, как развивать этот проект», – говорит Олег Валинский.

Изменение статуса ПП Светогорск – Иматра на международный положительно скажется на объемах перевозок по данному направлению, убежден руководитель отдела развития грузовой и коммерческой работы компании «Евросиб СПб-ТС» Максим Лосев: это позволит перетянуть на железную дорогу отдельные грузопотоки, обслуживаемые сегодня автотранспортом. «Кроме того, получив статус международного, пункт пропуска получит возможность работать с транзитом, следующим в третьи страны. Этот вид деятельности может оказаться востребован участниками рынка, особенно в случае ограничения пропускной способности железнодорожного погранперехода Вайниккала – Бусловская в пользу пассажирского движения, – рассуждает Лосев. – Сегодня порядка 40% грузов, перевозимых нами через ПП Светогорск, идет в собственных или находящихся в оперировании „Евросиба“ вагонах. Компания следит за реализацией проекта развития пункта пропуска и готова увеличивать объемы перевозок в данном направлении».

Расширение возможностей

Переманивать грузы с автотранспорта на железную дорогу РЖД намерены и за счет развития и предложения грузоотправителям новых услуг. В частности, компания намерена активно развивать контрейлерные перевозки. В Европе этот вид перевозок достаточно хорошо развит, в России же его только начинают развивать. По данным Олега Валинского, в Москве пока есть только один терминал, где можно разгружать контрейлеры, – «Кунцево-2». Однако в Подмосковье уже идет строительство большого терминала «Белый Раст», который будет специализироваться на контейнерах и контрейлерах.

«Сегодня реально надо говорить о том, что в России инфраструктура для контрейлерных перевозок не очень развита. Но главное – начать развивать этот вид перевозок, создавать терминальные мощности не только в Москве, но и в Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге. Со вступлением России в ВТО контрейлерные грузы будут в основном направляться в Москву, где должна происходить их растаможка, после чего часть уйдет вглубь страны. Петербург с этой точки зрения не очень конкурентоспособен, потому что находится рядом с границей. Понятно, что туда легче и быстрее доставить груз автомобилем. Европейский опыт показывает, что, как правило, контрейлерные поезда востребованы, если надо проследовать через несколько границ или преодолеть неудобную и опасную дорогу через горы», – поясняет Валинский.

По его словам, РЖД намерены начать коммерческие контрейлерные перевозки по маршруту Хельсинки – Москва в 2014 году. На линии будут работать как минимум четыре терминала – по два в Финляндии и в России. В этом году планируется завершить испытание платформы для контрейлерных перевозок, а в 2013-м – определить бизнес-модель и сертифицировать платформу.

Валинский не исключает, что операторами создаваемого РЖД нового вида транспортировки грузов могут стать и частные компании. Напомним, что Октябрьская железная дорога уже имеет опыт сотрудничества с частным оператором при опытных контрейлерных перевозках. «В 1997 году „Евросиб“ совместно с VR Cargo провел первый опытный контрейлерный поезд. Однако в те годы тарифы на такого рода перевозки были слишком высокими, что не позволило наладить регулярное сообщение», – вспоминает Максим Лосев. Тем не менее в настоящее время в рамках развития этого перспективного направления «Евросиб» прорабатывает возможность организации опытных контрейлерных перевозок по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург с выгрузкой на терминале «Евросиба» в Шушарах. Заинтересованность в проекте высказали VR Cargo и РЖД. Параллельно прорабатывается вопрос о включении «Евросиба» в состав международной рабочей группы по развитию контрейлерных перевозок, в которую входят VR Cargo и РЖД.

Таким образом, если РЖД не сбавят темпы развития грузовых и пассажирских перевозок, у железнодорожного транспорта есть все шансы составить серьезную конкуренцию автомобильному, что в конечном счете будет способствовать диверсификации маршрутов доставки товаров и пассажиров и разгрузке автомобильных пограничных переходов.    

Иматра – Санкт-Петербург

Объемы перевозок Октябрьской железной дороги по погранпереходам с Финляндией
Объемы экспортных грузов через пограничный переход Светогорск – Иматранкоски

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №48 (595) 3 декабря 2012
    Развитие территорий
    Содержание:
    Край отчаянья и надежды

    Судьба заполярной Амдермы и других северных поселков зависит от четкого понимания федеральными властями, как будут развиваться арктические территории

    Реклама