Держаться в тонусе

Тема недели
Москва, 10.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №49 (596)
Петербургский бюджет, особенно в расходной части, все больше напоминает декларацию о намерениях, а не закон

Фото: picvario.com/Russian Look

Законодательное собрание Северной столицы закончило работу над городским бюджетом на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Документ ждет подписи губернатора Георгия Полтавченко. Сам Полтавченко, а также Бюджетно-финансовый комитет ЗакСа внесли ко второму чтению не очень существенные поправки. Как ранее писал «Эксперт С-З», первоначальный вариант бюджета предусматривал, что его доходы составят 380,8 млрд рублей и по сравнению с нынешним годом вырастут всего на 3,4%, а расходы снизятся с 420 до 405,9 млрд (см. «Откат на три года», «Эксперт С-З» №40 от 8 октября 2012 года).

Поделили пополам

За полтора месяца, прошедшие после представления бюджета в ЗакС, правительство города, опираясь на текущую динамику поступлений, уточнило прогноз доходов в сторону увеличения на 5,15 млрд рублей. Чтобы не раздувать дефицит (он сохранен на уровне 25,1 млрд рублей), Смольный предложил народным избранникам поднять расходы строго в рамках этих 5,15 млрд. Примерно половину суммы губернатор «забрал» себе, другую половину оставил под «распил» депутатам. В результате бюджет по доходам «пополнел» по отношению к 2012 году не на 3,4%, как предполагалось в октябре, а почти на 5%. Но расходы до уровня, запланированного на текущий год, так и не дотянули.

Благодаря поправкам на 1 млрд рублей увеличатся расходы на создание Западного скоростного диаметра (эту сумму выделит федеральный бюджет), на 1 млрд – на путепроводную развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, на 960 млн – инвестиции в уставный капитал компании «Санкт-Петербургские электрические сети» (средства пойдут на строительство источников электроснабжения в Авиагородке), на 300 млн – на возведение Юго-Западной ТЭЦ.

Остальные объекты адресной инвестиционной программы дополнительного финансирования не получили, хотя многие депутаты настаивали на этом. Исключением стал, пожалуй, лишь главный петербургский долгострой – стадион на Крестовском острове: «яблочники» считают, что арена должна достраиваться кем угодно – собственником «Зенита» «Газпромом», федеральным бюджетом и т.д., но только не городом. Впрочем, расходная строка 5,1 млрд рублей на стадион, разумеется, устояла. Более того, судя по итогам финансовой ревизии очередного проекта арены, который находится в Главгосэкспертизе, эту цифру придется увеличивать. В противном случае работы могут растянуться до чемпионата мира 2018 года.

Одна беда на двоих

В проблемах при формировании бюджета-2013 Санкт-Петербург оказался не одинок, и главным его товарищем по несчастью стала, конечно, Москва. Именно эти два города понесли самые масштабные потери по налогу на прибыль из-за создания крупнейшими холдингами страны, в первую очередь нефтегазовыми, консолидированных групп налогоплательщиков. Учреждение таких групп с 1 января 2012 года позволяет получить послабления по начисляемым суммам налога на прибыль в обмен на его уплату не по месту регистрации материнской структуры (а это, как правило, Москва и Петербург), а в тех регионах, где ведется основная производственная деятельность.

На днях представители администраций обеих столиц назвали уточненные цифры бюджетных потерь от вступления в силу соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова, к началу ноября Первопрестольная лишилась более 100 млрд рублей, «и цифра приближается к 150 млрд рублей гарантированной доходной базы, которая распределилась по другим регионам России». При этом вице-мэр остался предельно политкорректным: «Как представитель правительства Москвы я должен об этом пожалеть, но как просто гражданин России, наверное, должен сказать, что это заставляет нас держаться в тонусе и дает больше возможностей для регионов».

В Петербурге же, как сообщил на днях на заседании правительства города председатель Комитета финансов Эдуард Батанов, недопоступление по налогу на прибыль в январе-сентябре достигло 24,6 млрд рублей при годовом плане 99,3 млрд. «Доля платежей от всех налогоплательщиков нефтегазовой группы, по итогам 2011 года составлявшая 8% общего объема доходов городского бюджета, в 2012-м оказалась менее 1%», – констатировал он.

Батанов также впервые публично назвал холдинги, полностью прекратившие уплату налога на прибыль в городской бюджет. Это «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Новатэк» и «Сибур Холдинг». В этом перечне, заметим, нет «Газпром нефти». Возможно, именно она и обеспечивает тот самый оставшийся примерно 1% поступлений от нефтяников и газовиков. И, возможно, поэтому городские власти не имеют пока морального права переложить на плечи «Газпрома» достройку стадиона на Крестовском острове. В прошлом году, напомним, «Газпром нефть» перечислила в петербургскую казну 22,5 млрд рублей (5,6%).

Таким образом, Москва уже сейчас теряет около 10% бюджета от перехода крупнейших налогоплательщиков на новый режим уплаты налога на прибыль, город на Неве – порядка 7%. При этом столице России пока удается сохранять прежние темпы прироста доходов бюджета (в 2013 году прирост составит 8%), Петербургу делает это более натужно. Но сравнивать голые цифры вне привязки к специфике каждого мегаполиса было бы некорректно. Чего стоит только состоявшееся летом расширение в два с половиной раза территории Москвы, которое доходную часть казны увеличивает незначительно, а расходную (по освоению земель) – существенно! Кроме того, у градоначальника Сергея Собянина времени было на год больше, чем у Полтавченко, чтобы сначала отказаться от мегапроектов предшественника, а потом сформировать собственное видение бюджетных приоритетов.

Спасение – в НДФЛ

Необходимо отметить, что ситуация с поступлениями по налогу на прибыль в Москве и Петербурге стремительно ухудшается не только из-за компаний, связанных с добычей углеводородов. Нет прогнозировавшегося год назад роста прибыли предприятий других сфер, а в ряде секторов экономики произошло падение.

Скажем, в Северной столице, по данным Петростата, на 1 октября сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) всех компаний снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,5%. Например, в торговле – на 20,2%, в строительстве – более чем вдвое, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – в два с половиной раза. Иными словами, налог на прибыль тянет городской бюджет вниз не только из-за ухода крупных нефтегазовых компаний. Традиционные, исконно петербургские налогоплательщики также упорно не видят улучшения предпринимательской среды и, как следствие, не показывают увеличения прибыли.

Подобное наблюдается и в большинстве регионов. По итогам девяти месяцев поступления по налогу на прибыль в консолидированный бюджет страны выросли в сравнении с аналогичным периодом 2011 года на символические 0,1%. Другое дело, что другие регионы хотя бы не имеют проблем с уходом крупных налогоплательщиков. А некоторые, особенно нефте- и газодобывающие, напротив, радуются их приходу.

Главной палочкой-выручалочкой петербургской казны остается налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – по итогам трех кварталов нынешнего года он формирует уже 36,3% бюджета (годом ранее – 31,4). В январе-сентябре рост поступлений по НДФЛ составил 12,6%, примерно такая же динамика ожидается и в 2013 году.

На радость спекулянтам

Так или иначе, финансисты обеих столиц действительно вынуждены, по выражению Андрея Шаронова, «держаться в тонусе». В Петербурге этот тонус в минувший четверг привел их на биржу. Спустя два года город вернулся на организованный рынок ценных бумаг, разместив на ММВБ облигации на 7 млрд рублей по номиналу. Срок обращения бумаг – четыре с половиной года, купонный доход по итогам аукциона установлен на уровне 7,94% годовых (все купоны – полугодовые). Спрос оказался почти вдвое больше предложения – объем собранных заявок превысил 13 млрд рублей.

Событие это в некотором смысле историческое. Оно означает не только возвращение Санкт-Петербурга как эмитента на биржу, чего, кстати, многие инвесторы давно с нетерпением ждали. Это, по сути, конец эпохи бездефицитных бюджетов, когда дефициты числились лишь на бумаге и потому назывались техническими, а город из года в год имел переходящие остатки на счетах. Скажем, в 2012 год Северная столица вступила с формальным дефицитом бюджета-2011 в размере 3,5 млрд рублей, а переходящие остатки на счетах составляли 26,7 млрд. Сейчас этот запас «съеден», и, по прогнозу городского Комитета финансов, реальный дефицит к концу года может достигнуть 14,9 млрд рублей. Помимо облигаций он будет покрываться также кредитами Минфина РФ – предположительно на 7,9 млрд рублей. По состоянию на 1 декабря госдолг Петербурга – всего 6,9 млрд рублей.

Дальше – больше. На следующий год бюджет утвержден с дефицитом 25,1 млрд рублей, в 2014-м превышение расходов над доходами запланировано в объеме 22 млрд, в 2015-м – 19 млрд рублей. Показатели отнюдь не шокирующие, но надо понимать, что дефициты будут уже самыми настоящими, а не техническими. И радовать эти цифры могут лишь тех инвесторов, которые соскучились по новым бумагам первоклассных заемщиков.

Вместе с тем, как заметил перед размещением бумаг в ходе онлайн-конференции с потенциальными инвесторами Эдуард Батанов, городской госдолг бесконтрольно разрастаться не будет. Например, обращаться за кредитами в банки у Комитета финансов нужды нет и не предвидится. «Мы имеем счастье жить при бюджете, при исполнении которого нет необходимости покрывать кассовые разрывы. Посему банки нас не кредитуют. И давно. Более того, поскольку есть избыточная ликвидность в течение года (минимум шесть-девять месяцев), размещаем средства на депозитах. За этот год заработаем 2,7 млрд рублей от депозитов», – подчеркнул Батанов.

На вопрос, не планирует ли город выходить с заимствованиями на международные рынки, он ответил безапелляционно: «Валютный долг – это точно мимо нас». И продолжил: «А что касается рублевых евробондов, то нам не нужен такой огромный объем ни в один из следующих трех бюджетных периодов. Да и транзакционные издержки немалые. Опять же в моменте брать 25-30 млрд рублей – неправильно для бюджета. Так что мы пока побудем в рублевом пространстве на просторах Москвы».

Ненужные деньги

Впрочем, может оказаться, что бюджет нынешнего года Петербург исполнит вполне успешно. Речь идет о невиданном недофинансировании расходной части. Как не раз писал «Эксперт С-З», платежная дисциплина главных распорядителей бюджетных средств (комитетов и других структурных подразделений Смольного) падает год от года. Ссылаясь на сложность конкурсных процедур по госзаказу, невыполнение подрядчиками обязательств и т.п., городские комитеты откладывают освоение бюджета на последний квартал, а зачастую – на последние дни декабря.

В нынешнем году ситуация дошла до абсурда: как сообщил на заседании правительства Эдуард Батанов, за три квартала освоено чуть более половины бюджета (51,4%). Еще год назад по состоянию на 1 октября этот показатель был на уровне 58,8%, а ранее колебался вокруг отметки 60%. Особую тревогу вызывает финансирование адресной инвестиционной программы: за девять месяцев ответственные за ее исполнение комитеты «выбрали» всего 37% – 35 млн рублей из 95,2 млн. По некоторым комитетам ситуация еще более печальная. Скажем, Комитет по информатизации и связи в январе-сентябре освоил всего 25,4% годовых исчислений, Комитет по управлению городским имуществом – 27,1, Комитет по строительству – 28,9%.

Батанов на заседании правительства посетовал, что в четвертом квартале главным распорядителям предстоит освоить 183 млрд рублей и, чтобы не сорвать финансирование расходной части, Комитету финансов приходится осуществлять кассовые расходы на 5 млрд рублей в сутки. Для сравнения: общий объем кассовых выплат в январе 2012 года составил всего 11,6 млрд рублей.

Реакция Георгия Полтавченко стала неожиданной. Не замеченный ранее, в отличие от своей предшественницы Валентины Матвиенко, в публичной порке подчиненных, он объявил выговор. Но не главам вышеназванных комитетов, а Батанову – «за ненастойчивое информирование руководства города» об этой проблеме. И это при том, что каждые три месяца, выступая перед правительством с квартальным отчетом об исполнении бюджета, Эдуард Батанов подробно рассказывал, как ухудшается платежная дисциплина в Смольном.

Губернатор поручил всем главам комитетов самым тщательным образом «проработать вопрос о плановом закрытии бюджета 2012 года». «Ни одного рубля не должно быть освоено впустую, в пожарном порядке», – грозно предупредил он. Кстати, после предыдущего подобного высказывания губернатора (летом, на рассмотрении итогов исполнения бюджета по первому полугодию) комитеты Смольного направили в Комитет финансов документы об отказе финансировать те или иные программы и проекты нынешнего года на общую сумму 22,3 млрд рублей.

Глава Бюджетно-финансового комитета ЗакCа Константин Сухенко полагает, что по итогам 2012 года данный показатель может достичь 10% расходной части, то есть около 40 млрд рублей. Если это окажется правдой, правительство Полтавченко может оказаться перед лицом настоящего кризиса. Урезать финансирование всего и вся под предлогом, что денег в казне не хватает, и при этом отказываться от освоения десятков миллиардов уже выделенных бюджетных рублей – это серьезно. И выговором невиновному тут не отделаешься.

Сейчас финансовый блок правительства города пытается перестроить систему бюджетного планирования. Вице-губернатор Сергей Вязалов называет нынешнюю модель исполнения бюджета искусственной. Практика предыдущих лет была такова, что выполнение адресной инвестиционной программы осуществлялось в основном благодаря ежегодной корректировке бюджета. «То есть мы перераспределяли деньги с одной статьи на другую, выдавали авансы под будущие стройки и таким образом создавали искусственное исполнение бюджета», – пояснил он в интервью RBC Daily. Эту же модель комитеты Смольного пытались «протащить» и в бюджет 2013 года. «Мы столкнулись с проблемой, связанной с предложением включить в бюджет проекты, где не закончено проектирование и нет экспертизы. Наши коллеги набросали еще 100 млрд рублей, которые мы отмели. Представляете, какой был бы „небаланс“ бюджета, если бы мы согласились с ними. Это просто безумие», – добавил вице-губернатор.

Что касается доходной части бюджета, то она, учитывая провал поступлений по налогу на прибыль, за девять месяцев 2012-го исполнена более чем удовлетворительно – на 69,8% (годом ранее – на 77,2%). Батанов уверен, что, несмотря ни на какие сложности, доходную часть бюджета «удастся вытянуть на уровень 99,5-100% от утвержденных планов». Если это действительно произойдет, то с учетом рекордно низкого уровня освоения расходной части жизнь в долг для Северной столицы откладывается еще на год, а только что выпущенные облигации станут не велением времени, а лишь подстраховкой.

Санкт-Петербург

Структура государственного долга Санкт-Петербурга, млн рублей
Исполнение бюджета Санкт-Петербурга в январесентябре, % от годовых назначений

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №49 (596) 10 декабря 2012
    Бюджет Петербурга
    Содержание:
    Реклама