Холодная ярость медальеров

Культура
Москва, 10.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №49 (596)
Бывает так, что и карикатура, и медаль бесчестья не только бесчестят

Фото: архив «Эксперта С-З»

Черный юмор в искусстве – вещь мощная, ибо шутят мастера. Во дворце Меншикова, эрмитажном филиале, открылась выставка «Медали бесчестья». Оказывается, со времен Возрождения отливались не только медали в честь славных событий, но и как напоминание о происшествиях, которых следует стыдиться. Эдакие медали-карикатуры. Названия для них – «медали бесчестья» – придумал в 1939 году американский скульптор Дэвид Смит. В 2009 году Британский музей организовал выставку таких медалей, которая теперь приехала в Эрмитаж. К экспонатам из фондов Британского музея добавлено 12 медалей из эрмитажного фонда.

Необходимость информации

Есть такое выражение – холодная ярость. Так вот, именно она представлена на выставке антимедалей. Именно ее отливали на долгую память и бережно хранили. Обидно, что на Университетской набережной не нашли спеца, чтобы написать этикетки с внятным историческим комментарием, что совсем не похоже на всегда исключительно добросовестный в этом смысле Эрмитаж. Но все еще можно исправить: выставка продлится до середины января. Экскурсоводы просто не справляются с потоком информации. А информация тут – самое главное.

Первая медаль бесчестья отлита во Флоренции в 1478 году. Она представлена на выставке. Злое красивое лицо на фоне клетки на колесах и подпись: «Джулиано и Лоренцо Медичи. Заговор Пацци. 1478 год». И все. И что сей сон значит? Могли бы хоть кратко поведать, как знатные республиканцы Пацци решили убить диктаторов Флоренции – Медичи. Джулиано зарезали, а Лоренцо не дорезали. Недорезанный Лоренцо спасся и примерно наказал неудачливых киллеров.

Можно было даже продолжить пояснение: Лоренцо Великолепный, в юности победивший врагов-аристократов, в старости потерпел поражение от вождя флорентийского плебса фанатичного монаха Савонаролы, обличавшего богатых и богатство. Джироламо Савонарола правил во Флоренции недолго – был свергнут, пытан и сожжен. Но в знак его поражения медали бесчестья не отлили. Он внушал уважение даже врагам: пытанный, избитый, из пылающего костра он орал проклятия богачам, властителям и судьям.

Или другая медаль бесчестья – «Унижение Людовика XIV» с трогательным указанием: «Дар Георга IV». Вообще, все медали бесчестья, посвященные Луи XIV, Королю-Солнцу, подарены Британскому музею самым непопулярным английским королем – Георгом IV, денди и ловеласом, которому удалось то, что не удавалось его отцу, Георгу III, – разгромить Францию. Францию Наполеона. Что же видит потрясенный зритель на медали «Унижение Людовика XIV»? Мужик в парике стоит на коленях. Штаны спущены до колен. Человек в чалме сжимает коленопреклоненному горло так, что изо рта бедолаги вылетают монеты. Сзади короля атакует грозный враг в папском облачении – ставит мучимому клизму. Из зада в предусмотрительно подставленный таз тоже сыплются монеты. Единственное пояснение – дата: 1689 год.

Поди пойми, кто таким зверским образом лютует над Королем-Солнцем. Поясним: Людовик XIV своей экспансионистской политикой и бесконечными войнами утомил всю Европу, поэтому, когда он в 1689 году потерпел что-то отдаленно похожее на поражение от алжирского дея и римского папы и даже что-то такое выплатил одному и другому, европейцы обрадовались. Знак этого злорадства – медаль, заботливо сохраненная и переданная в Британский музей сыном того, кто не смог справиться с агрессивным соседом.

Честь и бесчестье

Пояснения требуются даже там, где ярость художника выражена лапидарно и четко. Здоровенный жук в наполеоновской треуголке. На оборотной стороне медали надпись: «Остановите же этого таракана!» Медаль из эрмитажного собрания. Не берусь утверждать, но, может, ее каким-то чудом смог увидеть автор «Тараканища» Корней Чуковский? Дата – 1850 год. Название карикатуры в бронзе – «Напасть бонапартизма».

В 1850 году уставшая от революционных потрясений Франция (1789-1793 годы – одна революция, 1830-й – другая, 1848-й – третья) вручила власть над собой племяннику Наполеона авантюристу Луи-Бонапарту. По этому поводу Карл Маркс вылепил неплохой, право же, афоризм: «Нации, как и женщине, не прощается минута слабости, когда она дает овладеть собой первому попавшемуся проходимцу». Против Луи-Бонапарта – сначала президента, потом пожизненного президента, потом императора – выступали только интеллигенты и пролетариат.

Их было не так уж и мало, но все же меньше, чем сторонников Наполеона III. Несмотря на это, на всех своих референдумах Луи-Бонапарт жульничал. По всей видимости, срабатывала психология: мне можно все – я здесь хозяин. Хозяйствование его закончилось весьма печально для Франции: национальной катастрофой и разгромом во франко-прусской войне, о чем предупреждали интеллигенты и, в частности, создатель медали «в честь» очередной луи-бонапартовской победы на выборах. Да кто ж нас когда слушал…

На выставке есть еще одна антибонапартистская медаль. Здесь стоит задержаться, потому что медаль эта выполнена по рисунку великого бельгийского графика Фелисьена Ропса. «Медаль Ватерлоо», 1858 год. На костыли опирается человеческий обрубок в наполеоновской треуголке. Ни рук, ни ног – костыли, торс и нечто, отдаленно напоминающее лицо, на котором одна только эмоция – ярость. Нет, две. Еще – фанатичная верность. Он так и будет стоять на костылях, пока его не повалят.

Бывает, что и карикатура, и медаль бесчестья не только бесчестят. Луи-Бонапарт раздражал всю Европу шовинистическим громом. Вот Ропс и напомнил ему, чем кончился такой же гром его великого дяди: последним поражением навеки. Но стоящий против всех маленький обезображенный солдат вызывает уважение. Ропс этого вовсе не хотел. Задача у него была другая. Такое случается у настоящих художников: думают посмеяться над военной славой, а получается в точности по словам поэта Леона Тоома: «Нет ничего ужаснее войны, нет никого прекраснее солдата». Это вам не жук в императорской короне. 

Меншиковский дворец. Выставка «Медали бесчестья»

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №49 (596) 10 декабря 2012
    Бюджет Петербурга
    Содержание:
    Реклама