О слонах и ослах

Тема недели
Москва, 10.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №49 (596)

Иллюстрация: архив «Эксперта С-З»

«Причины неисполнения стандартны: поздние конкурсные процедуры, нерадивые подрядчики, неготовность проектов и экспертиз, изменения в проектах, „неожиданные“ проблемы на участках (например, не обозначенные в проекте сети), нерешенность правовых вопросов по участкам и т.д. Сезонность работ опять же. Все как всегда. Обычная проблема бюджетной сферы – при формировании действует принцип „проси слона – дадут осла“. А потом „захлебываются“ в исполнении», – отметил Батанов.

И еще раз добавил: подобное происходит во всей бюджетной сфере страны. Это и так, и не совсем так. Все-таки, скажем, федеральный бюджет по состоянию на 1 октября был исполнен по расходам на 68,6% от годового плана, московский – на 63,4%. Петербургский же – лишь на 51,4%. Такого провала с исполнением бюджета в Северной столице не было еще никогда.

Понятно, что есть сезонность некоторых расходов, есть и долгая процедура подготовки тендеров, особенно если они касаются строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Но ведь закон о госзакупках за последний год изменений не претерпел. Да и сезоны в России местами не менялись (разве только в футбольном первенстве). Тем не менее провал произошел именно здесь и сейчас. Списать его на сиюминутные факторы не получится, тем более что Эдуард Батанов на заседаниях городского правительства начиная с весны бил тревогу по поводу полного равнодушия к освоению средств главных распорядителей бюджета. А взамен в конце осени получил выговор – «за ненастойчивое информирование руководства города» о проблеме.

Понятно также, что объявить выговор вместо «стрелочника» Батанова главам наиболее отстающих по исполнению бюджета комитетов губернатор Полтавченко тоже не мог – это стало бы похоже на коллективное харакири, поскольку от команды Валентины Матвиенко в нынешнем правительстве почти никого не осталось. Но и не признать проблему системной было бы серьезной ошибкой, причем политической. Ведь сейчас речь идет о том, что недофинансирование бюджета-2012 может достичь 40 млрд рублей. А это ни много ни мало два с половиной Орловских тоннеля – проекта, забракованного губернатором в прошлом году из-за дороговизны: согласно последним расчетам, проект оценивался в 47-50 млрд рублей, из которых на долю города пришлась бы лишь треть вложений (остальные две трети в равной доле должны были внести концессионер и Инвестиционный фонд РФ).

Жаловаться на то, что казна из-за ухода крупных налогоплательщиков худеет, и при этом оставлять неосвоенными десятки миллиардов бюджетных рублей – это уже не зона ответственности главы Комитета финансов и даже вице-губернатора Сергея Вязалова, курирующего финансово-экономический блок. Это явный системный сбой, который требует непосредственного вмешательства градоначальника, перенастройки всех важнейших механизмов взаимодействия внутри правительства.

Очевидно, у распорядителей бюджета всегда есть соблазн тянуть с заключением госконтрактов до ноября-декабря. Когда на Комитет финансов в последние недели года сваливаются платежные поручения на 5 млрд рублей в день, понятно, что отследить чистоту сделок по госзаказам физически невозможно. И тогда в помутневшей бюджетной воде легче ловить рыбку.

Из сообщений правоохранительных органов последних дней мы пока не можем сделать четкий вывод, что в прогремевшей на всю страну истории о хищении 3 млрд рублей из петербургского бюджета на строительство и ремонт теплотрасс была задействована именно такая схема – с «пожарным» освоением денег в самом конце года. Но разве мы удивимся, если это окажется правдой?          

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №49 (596) 10 декабря 2012
    Бюджет Петербурга
    Содержание:
    Реклама