Коротко

17 декабря 2012, 00:00
  Северо-Запад
Фото: ATOMINFO
«Академик Ломоносов» станет первой плавучей АЭС

Цеха загружены

Балтийский завод и «Росэнергоатом» заключили соглашение о достройке плавучего энергоблока (ПЭБ) первой плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Согласно контракту, компания «Балтийский завод – судостроение» (БЗС) должна сдать энергоблок, готовый к буксировке на место эксплуатации (рассматриваются два места базирования: чукотский Певек и камчатский Вилючинск), к сентябрю 2016 года.

Строительство ПЭБ началось в 2008 году, однако из-за финансовых трудностей проект был приостановлен. Сейчас готовность объекта – 60%. Цена контракта, по словам генерального директора БЗС Александра Вознесенского, обеспечивает минимальную рентабельность проекта. «Но мы сможем загрузить работой все цеха, в том числе крайне важные для нас подразделения спецэнергетики и достройки, которые в течение всего 2012 года простаивали», – объясняет Вознесенский.

Сумма увеличена

По итогам встречи заместителя министра финансов России Леонида Горнина и губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова принято решение о выделении региону в 2013 году 1,4 млрд рублей из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на обеспечение социально значимых расходов. «Вопреки пессимистическому сценарию доходная часть бюджета 2012 года будет выполнена в полном объеме – 31,1 млрд рублей. Это удалось в том числе благодаря увеличению поступлений по налогу на прибыль от компаний „Северсталь“ и „ФосАгро-Череповец“ на сумму более 2 млрд рублей», – рассказывает Кувшинников.

Изначально Вологодская область рассчитывала на 800 млн рублей дотаций в 2013 году, однако в итоге сумма была увеличена. Таким образом, в Законодательное собрание области вносится уточненный вариант бюджета на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Доходы на 2013 год прогнозируются в размере 38,1 млрд рублей (в том числе налоговые и неналоговые – 33,5 млрд), расходы – 39,3 млрд.           

Такие разные проекты

Литовская группа компаний Arvi запустила в Белоруссии (Гродненская область) два проекта с совокупным размером инвестиций порядка 30 млн евро. Первый предусматривает создание комплекса по промышленному производству продукции из мяса индейки. Мощность комплекса составит не менее 5 тыс. тонн готовой продукции в год. Проект номер два – техническое перевооружение, реконструкция и увеличение мощностей по утилизации отходов животного происхождения Лидского ветеринарно-санитарного утилизационного завода. Помимо модернизации действующего производства литовские инвесторы намерены создать дополнительные мощности по переработке 15-25 тыс. тонн отходов в год, что позволит выпускать до 5,7 тыс. тонн мясокостной муки и до 2,8 тыс. тонн технического жира в год.            

Обеспечить сырьем

Нефтедобывающая компания «Енисей» рассчитывает на поддержку правительства Коми в рамках стратегии увеличения собственной сырьевой базы. «Чтобы снизить зависимость от сторонних поставщиков сырья, руководство компании делает ставку на увеличение собственной нефтедобычи на территории республики через вовлечение в производство новых месторождений. В 2012 году „Енисей“ уже вложил 400 млн рублей в бурение пяти скважин на Западно-Сынатыском месторождении. В дальнейшем мы готовы рассмотреть и другие варианты взаимодействия по расширению сырьевых запасов компании», – говорит заместитель главы Коми Александр Буров.

«Енисей» обеспечивает около 10% суммарной нефтедобычи в Коми. Помимо добычи компания осуществляет и переработку нефти: в 2012 году она нарастила этот показатель до расчетной мощности – 1,4 млн тонн в год. С 2013-го по 2020 год компания планирует реализовать второй и третий этапы инвестиционного развития производства. Объем перерабатываемой нефти возрастет до 3,6 млн тонн в год.                

Стать хабом

На рынке авиаперевозок появится новый сильный игрок sever_597_004-2.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
На рынке авиаперевозок появится новый сильный игрок
Фото: архив «Эксперта С-З»

Компания Tukums Airport намерена занять значительную долю рынка международных пассажирских перевозок, осуществляемых через страны Балтии, после завершения реконструкции аэропорта Jurmala, расположенного рядом с латвийским городом Тукумс. Якорным арендатором, как полагают в Tukums Airport, может стать авиапредприятие airBaltic. «Используя Jurmala в качестве запасного, airBaltic сможет предоставлять клиентам более удобный и экономящий их время сервис, а также снизить расходы, так как ей не придется направлять свои самолеты на запасные аэродромы других стран Балтии в условиях недостаточной видимости. Не сомневаюсь, что мы сумеем прийти к общему мнению в этом вопросе», – комментирует коммерческий директор Tukums Airport Марина Самуилова. Параллельно компания ведет переговоры с авиаперевозчиками-дискаунтерами.   

Контейнеры лучше

Кольская горно-металлургическая компания (ГМК) полностью перешла на контейнерные перевозки готовой продукции после завершения модернизации контейнерной площадки. Инвестиции в проект составили порядка 100 млн рублей. На площадке, которая находится в оперативном управлении Кольской логистической компании, обрабатывают и отправляют потребителям готовую продукцию – никель и медь, а также перегружают привозное сырье для плавильного производства в Никеле. Кроме того, возможности площадки позволяют обрабатывать таможенные грузы: под них оборудован специальный склад.

В настоящее время пропускная способность площадки превышает 300 контейнеров в сутки. «Подобный способ транспортировки грузов эффективнее, чем в вагонах. Он требует гораздо меньших временных и материальных затрат при обработке», – уверены представители Кольской ГМК.              

Учесть все факторы

Николай Калистратов настаивает на открытости Северодвинска sever_597_006-1.jpg Фото: TV29RU
Николай Калистратов настаивает на открытости Северодвинска
Фото: TV29RU

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов предложил создать технопарк в Северодвинске в рамках формируемого судостроительного кластера. Он считает, что подобный проект качественно улучшит ситуацию с технологической инфраструктурой Северодвинска. Ранее в интервью газете «Вечерний Северодвинск» депутат Архангельского областного собрания Николай Калистратов, возглавлявший в разные периоды крупнейшие северодвинские судостроительные предприятия, сообщил о том, что в Северодвинске предполагалось создать технопарк для развития инноваций.

«Однако пока от этого пришлось отказаться. Мы не учли тот факт, что Северодвинск – город, закрытый для иностранцев, и каждый раз приходится оформлять спецразрешение, на что уходит 15 дней. Это не очень устраивает наших зарубежных партнеров, а технопарк, как ни крути, нужно создавать вместе с ними. Потому что отечественные ракеты – лучшие в мире, подводные лодки – на уровне, но у нас нет технологического оборудования для насыщения платформ, его надо покупать за границей. А монтажные и наладочные работы должны проводить изготовители. Поэтому после долгого обсуждения решено создавать технопарк в Архангельске на базе одного из филиалов „Звездочки“», – поясняет Калистратов.             

Выйти в мир

Инвестиции администрации Ненецкого автономного округа в уставный капитал Нарьян-Марского объединенного авиаотряда превысили 200 млн рублей. Средства направлены на модернизацию оборудования аэропорта, реконструкцию здания аэровокзала и привокзальной площади. После получения аэропортом международного статуса администрация округа планирует строительство современного здания аэровокзала. «Открытие аэропорта Нарьян-Мар для выполнения международных полетов окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие региона и будет способствовать успешной реализации проектов комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, Приразломного нефтяного месторождения и других масштабных инвестиционных проектов на арктическом шельфе», – убежден губернатор НАО Игорь Федоров.               

Оптимистичный прогноз

Литовская компания Vesiga, изготавливающая соусы под торговым знаком Daumantu, готовится к масштабной экспансии на российский рынок. «Наша цель – занять с томатными соусами около 10% рынка России. Эта задача выполнима: один из наших соусов уже сейчас занимает более 10% рынка. Понятно, что в стране со 150 млн жителей это амбициозный план. Однако реальный. Например, в Калининградской области у нас около 60% рынка», – заявил генеральный директор Vesiga Салюс Гринкявичюс изданию Verslo zinios. Этот план компания намерена исполнить благодаря строительству в Калининграде завода по производству соусов. Его мощности составят 2 тыс. тонн продукции в месяц – в четыре раза больше, чем выпускает старое калининградское предприятие, которое Vesiga приобрела в 2002 году. В целом проект оценивается в 14 млн литов.

Требуется локализация

Латвийская компания Jelgavas galas kombinats (JKG – Елгавский мясокомбинат) приостановила экспорт некоторых видов изделий в связи с запретом Россией и Белоруссией импорта продукции свиноводства из Латвии из-за свиной чумы, обнаруженной в трех фермерских хозяйствах. «Самое важное сейчас – способность властей быстро локализовать распространение свиной чумы и после разрешения ситуации работать с российской ветеринарной службой, чтобы по возможности быстрее открыть российский рынок для продукции латвийского производства», – подчеркивает член правления JKG Янек Калбинс.    

Некритичный показатель

Наталья Дмитриева рассчитывает на федеральную поддержку sever_597_006-2.jpg Фото: RALININGRAD TODAY
Наталья Дмитриева рассчитывает на федеральную поддержку
Фото: RALININGRAD TODAY

Председатель Комитета экономики и финансов Калининграда Наталья Дмитриева не считает размер городских долговых обязательств, достигших 6 млрд рублей, критичным. «По Бюджетному кодексу РФ, нельзя, чтобы муниципальный долг превышал собственные доходы. То есть на сегодняшний день предельный долг может составлять около 7,4 млрд рублей», – замечает она.

Основную часть муниципального долга составляет кредит в размере 2,5 млрд рублей на строительство Второго эстакадного моста. «Если будет принято решение, чтобы каким-либо образом помочь нам в погашении этого кредита, то ситуация существенно облегчится. В противном случае в ближайшее время ликвидировать муниципальный долг не удастся, тем более что это возможно только при профиците бюджета», – говорит Дмитриева. При этом бюджет Калининграда уже несколько лет остается дефицитным.