Банковский сектор России в 2012 году испытывал на себе давление продолжающегося ужесточения требований Центробанка, в том числе к расчету достаточности капитала, и замедления темпов роста корпоративного кредитования. Происходило это на фоне дорожающего фондирования, что не могло не сказаться на марже кредитных организаций. Не стал исключением и крупнейший региональный игрок Северной столицы – банк «Санкт-Петербург». В рейтинге 250 крупнейших компаний Северо-Запада, подготовленном аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад» по итогам 2011 года, «Санкт-Петербург» занял 48-е место против 41-го в 2010-м. О том, как удалось остановить падение маржи и как кредитная организация намерена справиться с сокращением рентабельности капитала, «Эксперту С-З» рассказал заместитель председателя правления банка Константин Баландин.
– Как вы оцениваете реакцию рынка и аналитиков на финансовую отчетность банка по МСФО по итогам девяти месяцев? Каковы в связи с этим перспективы банка в отношении стоимости акций?
– Ситуация, конечно, не настолько позитивна, как хотелось бы, однако итоги третьего квартала вполне достойны. Результаты за этот период намного лучше, чем за предыдущие, и это подтверждает, что показатели выравниваются и наиболее сложное время позади. Какой-то заметной реакции на отчетность не наблюдается. На стоимости акций это никак не сказалось, хотя, на мой взгляд, они недооценены рынком в целом, вне зависимости от отчетности по итогам трех кварталов. Причин несколько. Во-первых, акции банков сегодня в принципе стоят дешево, во-вторых, российские акции невысоко котируются, и наконец, наши финансовые показатели по итогам полугодия были не слишком оптимистичны, чтобы рынок позитивно на них отреагировал. Хотя инвесторы были более пессимистичны, чем диктовала реальная ситуация.
Снизить концентрацию
– Новая стратегия, которую вы продолжали реализовывать в этом году, предполагала качественное изменение банка и диверсификацию корпоративного портфеля. Каковы результаты?
– В первом направлении мы продвинулись достаточно далеко, и, думаю, клиенты, которые обслуживались в банке три года назад и сейчас, видят, что мы действительно изменились. Это и новое офисное здание, и обновленный бренд, и другой уровень сервиса. Кроме того, банк существенно оптимизировал бизнес-процессы, в том числе перешел на новую ИT-платформу, усовершенствовал и расширил продуктовый ряд, изменил подходы в риск-менеджменте. Также удалось снизить концентрацию корпоративного портфеля за счет увеличения доли кредитов, которые предоставлены средним и малым заемщикам. Так, объем кредитов свыше 500 млн рублей в портфеле сократился с 60% на 1 января до 54% на 1 октября текущего года.
– Вас устраивает такая динамика?
– Это хороший результат с учетом того, что банк решает непростую задачу. Обновление кредитного портфеля не происходит быстро, и даже при неплохом наращивании объема средних ссуд для существенного сокращения концентрации в процентном соотношении необходимо выбытие старых кредитов, которое происходит медленнее. В целом мы довольны проделанной работой и будем продолжать взятый курс.
– Вы также планировали активнее развивать розничное кредитование. Что удалось сделать в этом направлении?
– В сегментах, где мы традиционно сильны и которые считаем приоритетными (ипотека и автокредитование), результаты вполне позитивные. Нам удалось вернуться на третье место по объемам выдачи ипотечных кредитов в Санкт-Петербурге, теперь мы уступаем только Сбербанку и ВТБ24. В этом году открыли еще два ипотечных центра, что позволило более технологично и целенаправленно развивать данное направление и увеличить ресурсы банка с точки зрения персонала и дистрибуции ипотечных продуктов. Розничный портфель в этом году растет очень хорошо и на 1 октября составляет 19,3 млрд рублей. Кроме того, мы внедрили беззалоговые потребительские кредиты, которые пока выдаем только клиентам, которые обслуживаются по зарплатным проектам, и здесь фиксируется хороший спрос. На данный момент мы находимся в стадии запуска кредитной карты с грейс-периодом.
Деньги для своих
– Планируется ли предлагать беззалоговые потребкредиты клиентам с открытого рынка?
– Хотим сделать это в следующем году. Однако на данный момент в банке обслуживается 1 млн 200 частных клиентов, из них 350 тыс. – в рамках зарплатных проектов. Это серьезная клиентская база с высоким потенциалом для продажи кредитных продуктов. Это люди, с которыми мы работаем долгие годы, они хорошо знают банк и лояльны к нему. Логичнее начать развивать ритейл на этой основе, а затем транслировать продукты и технологии на внешний рынок.
При этом, возвращаясь к нашей стратегии, нужно понимать, что мгновенного прорыва не бывает в принципе. Нельзя ожидать, что действия, которые мы предпринимаем, через полгода в корне поменяют отчетность. Структура портфеля будет меняться стабильно и уверенно, но поступательно. Главное, что процесс запущен, а весомых результатов в цифрах можно ожидать через несколько лет. То же касается развития розницы: в первую очередь нужно было сосредоточиться на качественной составляющей работы банка и ИT-обеспечении и только потом наращивать ритейл.
– Сколько банк инвестировал в ИT-технологии в этом году?
– Около 17 млн долларов, и мы продолжим вкладывать средства в технологическую инфраструктуру в следующем году. В 2012-м мы уделили большое внимание и интернет-банкингу, запустили его новую версию, и на данный момент это технологичный и удобный продукт. Развитие ИT-инфраструктуры необходимо для продвижения розницы, и оно требует больше вложений, нежели расширение сети. В 2013 году рассчитываем открыть шесть новых офисов. Что же касается банкоматной сети, то здесь мы – одни из лидеров в Петербурге, так что с дистрибуцией розничных продуктов проблем возникнуть не должно.
– Усиливать розничное направление в последнее время стремятся многие банки. Причина в том, что доходность корпоративных кредитов снижается?
– Мы не фиксируем снижение доходности, активизация в рознице – часть нашей стратегии, предполагающей позиционирование банка как кредитной организации, работающей для города и его жителей. Поэтому мы должны кредитовать петербуржцев, предлагать на рынке весь спектр розничных продуктов и занимать в этом сегменте сильные позиции.
– Региональное развитие по-прежнему не планируете?
– Когда разрабатывалась новая стратегия, было принято решение сконцентрировать усилия на рынке Петербурга. Его потенциал и ресурсы, которые здесь имеет банк, позволяют расти эффективнее и с меньшими издержками, нежели при региональной экспансии. Когда мы реализуем все имеющиеся в городе возможности, вероятен выход за его пределы. Однако это произойдет не раньше 2014-2015 годов.
Комиссии вверх
– По итогам первых девяти месяцев 2012-го у банка снизилась чистая прибыль на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Это связано с двумя дефолтами по крупным кредитам, которые произошли в конце прошлого года?
– Разумеется, они не могли не повлиять на этот показатель. Три первых квартала 2011-го, с которыми мы сравниваем, были для банка удачными, а на конец года и первый квартал 2012-го как раз пришлись дефолты по двум крупным ссудам. В первом полугодии 2012 года мы формировали резервы под эти кредиты, в результате и произошло такое сокращение прибыли. Взыскание задолженности по данным кредитам продолжается, а работа с подобными долгами – трудный и длительный процесс для банков.
– Какова ситуация с другим вашим проблемным кредитом, выданным предприятиям группы компаний «Севкабель»?
– Предприятия группы, прошедшие стадию банкротства, находятся на стадии распродажи имущества. Думаю, в следующем году большинство компаний холдинга эту процедуру пройдут и мы закроем вопрос с задолженностью.
– В третьем квартале 2012 года чистая прибыль банка, напротив, выросла в шесть раз по сравнению со вторым кварталом. Это произошло в результате получения дохода от выбытия инвестиционной собственности, связанной с проблемной задолженностью «КД Авиа» – аэропортового терминала в Калининграде?
– Сделка по реализации непрофильного актива была заключена в третьем квартале. Мы реализовали проблемный актив, на сумму 214 млн рублей отразили доход в отчетности, но, по сути, это аналогично роспуску резервов. Основная причина прироста прибыли в том, что мы получили хорошие доходы от основной деятельности – кредитования, операций с ценными бумагами. Существенно выросли чистые комиссионные доходы: на 10% – по сравнению со вторым кварталом 2012 года, на 16% – по сравнению с третьим кварталом 2011-го. Мы очень довольны динамикой непроцентных доходов: она выше, чем темпы прироста активов и процентных доходов.
– За счет чего произошел этот рост?
– Основные драйверы – активное развитие пластикового бизнеса, расчетно-кассовых операций, увеличение комиссий по гарантиям и аккредитивам. На данный момент комиссионные доходы составляют около 15% выручки, и эта цифра стабильно растет.
– В свою очередь, процентные доходы за девять месяцев сократились на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года…
– Причина в том, что в конце прошлого года и начале текущего реализовались процентные риски. Не секрет, что чаще всего банки вынуждены кредитовать корпоративных клиентов на длительные сроки за счет коротких денег – депозитов физлиц. В начале года ставки по вкладам стали подниматься быстрее, нежели происходило удорожание кредитов. Отсюда сокращение прибыли. Как результат, упала и маржа, но на сегодня этот показатель удалось стабилизировать на уровне 3,8%. Я рассчитываю, что в следующем году удастся вернуться к диапазону свыше 4%, в том числе за счет того, что мы сделаем акцент на более маржинальных сегментах, в частности на рознице.
Восстановить рентабельность
– Кредитный портфель банка по итогам девяти месяцев вырос на 6,8%. Что стало основным сдерживающим фактором для увеличения объемов кредитования?
– Размер собственного капитала, который не позволял расти быстрее. В октябре банк разместил субординированные еврооблигации на 101 млн долларов. Это позволило увеличить достаточность капитала, и в следующем году мы планируем рост портфеля на уровне 15%.
– В следующем году докапитализацию планируете?
– Конкретных планов пока нет, но мы рассматриваем такую возможность. Ориентировочный объем увеличения капитала может достигнуть порядка 100 млн долларов.
– Рентабельность капитала, которая по итогам 2011 года составляла 17%, также снизилась?
– К сожалению, по причине дефолтных кредитов она действительно страдает. В третьем квартале показатель был получше – 7%, в следующем году мы планируем вернуться к двузначным цифрам.
– Как рассчитываете этого достичь?
– Во-первых, наши проблемы по дефолтным кредитам будут уже закрыты и перестанут оказывать такое давление на финансовые показатели. В этом смысле мы оптимистично смотрим на следующий год. Во-вторых, розничное кредитование будет приносить больше доходов с точки зрения процентной маржи.
– Каковы основные задачи банка на следующий год?
– Прежде всего – вывод розничных кредитных продуктов на открытый рынок, восстановление рентабельности капитала в пределах 10-15% и увеличение кредитного портфеля на 15%.
– Как вы оцениваете кредитную активность частного бизнеса?
– Конечно, она намного ниже, чем до кризиса 2008 года, но спрос предприятий стал более взвешенным и здоровым. Качеством выдаваемых ссуд мы на данный момент довольны.
– Многие отмечают, что в уходящем году тренд на снижение инвестиционного спроса усилился.
– На мой взгляд, динамика и была достаточно вялой, так что радикальных изменений в 2012 году по сравнению с предыдущим не вижу. Мы все время вспоминаем тучные годы, когда экономика страны росла на 7% в год, но кто сказал, что так будет всегда? Нужно привыкать к тому, что таких темпов развития, как до 2008-го, ни в экономике, ни в бизнесе ждать не стоит. Это новая реальность, которую нужно просто принять. В прошлое мы не вернемся, экономика будет расти на 3-4%, и, естественно, инвестиционный спрос в данной ситуации будет ниже. Нужно научиться работать в таких условиях. Впрочем, мы уже этому учимся. Еще раз подчеркну, что в сегодняшней ситуации рост кредитования пусть не столь впечатляющий, но более здоровый. А это тоже немаловажно.
Санкт-Петербург