Чего боятся страховщики

Экономика и финансы
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Северо-Запад» №8 (605)
Этот год обещает стать знаковым для «автогражданки»: планируемое увеличение страхового лимита и изменение порядка выплат могут снизить привлекательность ОСАГО для страховых компаний

В марте Государственная дума рассмотрит в первом чтении проект поправок в Закон об ОСАГО. Документ готовился более трех лет и наконец в конце декабря 2012 года был одобрен премьер-министром Дмитрием Медведевым для внесения в Госдуму. Предложения правительства существенно меняют правила игры на рынке. Страховщики предрекают крах сложившейся за десятилетие системы автострахования. В феврале восемь крупнейших компаний и Российский союз автостраховщиков (РСА) направили на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова и главы Минфина Антона Силуанова письмо о «критической ситуации» на рынке обязательного автомобильного страхования. Впрочем, оппоненты уверены, что страховщики нагнетают атмосферу, стараясь сохранить прибыльность этого вида бизнеса.

Заплатить сполна

Законопроект предполагает коренные изменения для рынка автострахования. Прежде всего он существенно увеличивает выплаты: по ущербу «железу» – со 120 до 400 тыс. рублей. Причем если раньше речь шла о суммарной выплате, вне зависимости от количества участников ДТП, чьи авто пострадали, то теперь каждый из них может претендовать на компенсацию в пределах названной цифры. Через год после этого должно быть проведено еще одно повышение лимитов ответственности страховщиков – в части причинения вреда жизни и здоровью пострадавших предельные выплаты поднимутся со 160 до 500 тыс. рублей. Также расширен перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае гибели потерпевшего.

Кратное увеличение максимальных страховых сумм – главная, но не единственная инициатива законотворцев. Помимо лимитов планируется изменить порядок выплат. «Сейчас пострадавшим в ДТП компенсируются затраты на лечение сверх процедур, оплачиваемых по ОМС. Предлагаемый вариант – выплата по таблице потери трудоспособности. Это на порядок увеличит количество обратившихся за компенсацией, а также очень сильно вырастет объем выплат по жизни и здоровью», – считает директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Денис Чигарев.

Однако в 2011 году, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), заключено около 40 млн договоров ОСАГО, а компенсацию за вред, причиненный жизни и здоровью, получили лишь 17 тыс. человек. При этом общий объем выплат не превысил 0,5% собранных премий (0,51 млрд из 104,4 млрд рублей). В таком разрезе опасения страховщиков по поводу вероятного шквала обращений от пострадавших, который может опрокинуть лодку автострахования, кажутся преувеличенными. Тем более что после ввода в нынешнем году закона о страховании ответственности перевозчиков пассажиры общественного транспорта, травмированные во время ДТП, больше не получают компенсацию за счет ОСАГО.

Еще одно новшество в проекте Закона об ОСАГО связано с европротоколом. Авторы предлагают увеличить максимальную сумму ущерба при урегулировании ДТП без вызова полиции. При соблюдении трех условий – если в аварии не пострадали люди, автомобили были снабжены видеорегистраторами, а водители имели на руках полисы ОСАГО – можно будет самостоятельно улаживать ситуацию при ущербе в пределах 50 тыс. рублей (сейчас – 25 тыс.). Для Москвы и Санкт-Петербурга предполагается установить еще более высокий потолок – 400 тыс. рублей.

Этот пункт поправок страховщики воспринимают практически безразлично. По их мнению, для мегаполисов это могло бы стать спасением от части пробок на дорогах, но вряд ли мера окажется действенной. «Доля обращений по европротоколу в настоящее время ничтожно мала. Основная причина – недоверие страхователей к этой форме возмещения убытков. Людям сложно на глаз определить размер реального ущерба, поэтому зачастую они предпочитают дождаться сотрудников ГИБДД», – поясняет заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» Владислав Анисимов. «Конечно, увеличение лимита повысит количество обращений по европротоколу, но вряд ли кардинально. А вот для мошенников это станет действительно дополнительной возможностью получения незаконных выплат», – заключает он.

Впрочем, в процессе обсуждения в нижней палате парламента версия поправок от правительства может заметно измениться: многие депутаты не против поучаствовать в трансформации Закона об ОСАГО. В феврале либерал-демократ Ярослав Нилов внес в Госдуму свой законопроект, в котором предлагается отменить положения об учете износа комплектующих до 80% при определении размера возмещения убытков в рамках договоров обязательного автострахования. Введение этой нормы, полагает депутат, привело к тому, что страховщики зачастую не возмещают реальный ущерб, а выплачивают суммы, которые порой не покрывают и половину затрат на ремонт машины. Это не первая инициатива Нилова относительно закона: в августе прошлого года он предлагал давать право владельцу пострадавшего автомобиля выбирать форму компенсации ущерба – брать возмещение деньгами или «натурой», передав заботу о восстановлении железного коня страховщику.

Страховые компании не в восторге от активности законотворцев. «Это приведет к тому, что страховщикам придется увеличить расходы в любом случае – если не на выплаты без учета износа деталей, то на ремонт. К каким последствиям это может привести? – рассуждает Владислав Анисимов. – Конечно, выплаты без износа позволили бы снять часть негативного отношения клиентов к размеру компенсаций, которые они получают по ОСАГО. Многих выплата с учетом износа не удовлетворяет, так как ее недостаточно для покупки новых деталей. Но тут опять же вопрос в стоимости полиса. Готовы ли наши граждане платить в разы больше, чем сейчас?»

Вопрос цены

Страховщики не против расширения пределов ответственности, но при условии адекватного изменения тарифов. Они заявляют, что поддерживают увеличение лимитов покрытия по ОСАГО, признают эту меру назревшей: во всех новых законах (о страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов, ответственности пассажироперевозчиков) жизнь человека стоит гораздо дороже – 2 млн рублей. Окончательно уровень повышения тарифов может быть просчитан только после принятия всех поправок в закон. Пока же предполагается, что реализация предложенных в документе правительства мер приведет к подорожанию полисов ОСАГО на 25,2%. Сейчас базовая стоимость «автогражданки» составляет 1980 рублей, в случае принятия поправок она будет начинаться от 2475 рублей.

В комментариях относительно достаточности такой коррекции страховщики предсказуемо единодушны. «Повышение тарифов на 25% не сможет компенсировать рост убыточности в данном виде страхования. Ведь только официальный уровень инфляции с 2003 года явно больше 25%. Предложение РСА – увеличение базовой ставки на 50%. Мы разделяем данную позицию», – утверждает Владислав Анисимов. По словам заместителя начальника управления страхования имущества и ответственности Санкт-Петербургского филиала компании «СОГАЗ» Михаила Потапова, адекватное увеличение тарифов должно быть в диапазоне от 30 до 50%.

«Расчеты экспертов довольно приблизительно показывают, что только изменения выплат по жизни и здоровью требуют увеличения тарифов примерно на 25%. Увеличение лимитов по имуществу до 400 тыс. рублей с сохранением порядка выплат с учетом износа деталей требует еще 10-15% дополнительно. Таким образом, возможно, поэтапно, но увеличить базовые тарифы придется в общей сложности процентов на 40», – объясняет свой вариант калькуляции начальник отдела ОСАГО страховой группы «АСК» Вера Самсонова.

Участники рынка настаивают на значительном повышении базового тарифа, напоминая, что за все время существования «автогражданки», с 2003 года, он не пересматривался ни разу. Но словно забывают о повышающих коэффициентах, которые для наиболее убыточных регионов корректировались дважды – в 2009-м и 2011 году. Повышение оказалось вполне действенной мерой: по сведениям РСА, за девять месяцев 2012 года размер средней премии составил 2956 рублей, что на 16% выше показателя аналогичного периода 2011-го. В итоге за прошлый год российский рынок ОСАГО вырос почти на 20%, до 121 млрд рублей, и примерно половину этой прибавки дал эффект от изменения коэффициентов.

Они пугают, а ФСФР не страшно

Впрочем, есть и прямо противоположная точка зрения на необходимость повышения стоимости ОСАГО. Общественная организация Федерация автовладельцев России (ФАР) подготовила и направила в Госдуму отзыв о проекте поправок Минфина. Документ строится на анализе официальной статистики страхового рынка. ФАР указывает, что сумма страховой премии по ОСАГО, собранная страховыми компаниями в целом по стране, за 2004-2010 годы достигла 489,7 млрд рублей, а объем страховых выплат – только 268,6 млрд. Таким образом, на протяжении длительного времени уровень выплат составляет в среднем 55%. Семилетний период, выбранный для расчетов, подчеркивается в документе, снимает обычное возражение страховых компаний, что годовая статистика некорректна, так как не отражает перенос выплат по договорам, заключенным во втором полугодии, на следующий год.

В 2011 году компенсацию за ущерб по «железу» получили 2,15 млн человек – 5,47% застрахованных. Средняя выплата составила 25,3 тыс. рублей, или 20% предельной страховой суммы. «Очевидно, что при такой средней выплате увеличение страховой суммы до 400 тыс. рублей не окажет существенного влияния на общий объем выплат потерпевшим, поскольку доля выплат более 100 тыс. рублей ничтожно мала. Однако это будет использоваться как повод для повышения тарифов по ОСАГО, что увеличит и без того необоснованно большие доходы страховых компаний», – заключают представители ФАР.

В СЗФО ситуация мало отличается от общероссийской. Уровень выплат по ОСАГО в Северо-Западной дирекции СК «Альянс» за 2012 год составил 51,7%, средняя выплата – 26 тыс. рублей. В «Ренессанс страховании» – 48,4% и 29,6 тыс. рублей, в филиале «СОГАЗа» – 30% и 12 тыс. рублей соответственно.

Безусловно, коэффициент выплат не отражает реальную убыточность. Для ее определения необходимо учитывать резерв заявленных убытков (РЗУ), расходы на ведение дела, выплаты в компенсационный фонд, членские взносы в РСА. По Закону об ОСАГО все текущие расходы должны укладываться в 23% собираемых премий. Представители страхового бизнеса настаивают на том, что уложиться в столь тесные рамки невозможно, однако с инициативой о пересмотре этого показателя почему-то не выступают.

Вероятно, потому, что основная причина высокой убыточности этого вида страхования в ином. Как неоднократно говорили эксперты (в том числе бывший руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев), страховые компании в борьбе за наращивание портфелей по автострахованию теряют чувство меры и выплачивают посредникам в качестве комиссионных до 40% собранных премий (для сравнения: в Европе средняя премия в страховании ответственности владельцев автотранспорта – 2-4%). Если вернуться к разрешенным законом 10% комиссионных, откроется резерв для снижения убыточности этого вида страхования.

«Ситуация с убыточностью на рынке ОСАГО критичная, поэтому любые изменения расходов страховщиков без корректировки тарифов приведут к еще большей напряженности на рынке: для страховых компаний встанет вопрос о прибыльности бизнеса ОСАГО, а для клиентов – о достаточности компенсаций по полису обязательной „автогражданки“. Уже сейчас крупнейшие игроки рынка заявляют о готовности отказаться от реализации ОСАГО на некоторых территориях страны», – предупреждает Владислав Анисимов.

Имеется в виду заявление главы «Росгосстраха» Данила Хачатурова о том, что лидер рынка намерен свернуть продажи ОСАГО в 28 регионах, которые признаны убыточными. Впрочем, на прошлой неделе заместитель главы ФСФР Юлия Бондарева сообщила «Коммерсанту», что не видит особой угрозы в намерении страховщиков снизить продажи ОСАГО в убыточных, по их словам, регионах. Спокойствие регулятора объясняется тем, что договор ОСАГО является публичным и отказать в продаже полиса страховщик, получивший соответствующую лицензию, не может. Как и закрыть представительство в невыгодном регионе. Выход один – уходить с рынка. Но несмотря на все жалобы страховщиков, добровольно от «автогражданки» еще никто из них не отказывался.

Санкт-Петербург

Только в Мурманской области убыточность ОСАГО с учетом расходов на ведение дел превышает 100%

У партнеров

    Реклама