Не «Кресты», а сплошные плюсы

Повестка дня
Москва, 25.02.2013
«Эксперт Северо-Запад» №8 (605)

Фото: архив «Эксперта С-З»

В Псковской области началась реализация проекта по созданию на базе компании «Псковавиа» межрегионального авиапредприятия Северо-Западного федерального округа. Ранее на заседании правительства России был положительно решен вопрос об исключении «Псковавиа» из прогнозного плана приватизации с целью последующей передачи акций в собственность региона. В этом случае администрация Псковской области гарантировала до 2016 года привлечение в комплексную реконструкцию и модернизацию имущества «Псковавиа» не менее 480 млн рублей инвестиций на условиях государственно-частного партнерства.

По словам псковского вице-губернатора Геннадия Безлобенко, курирующего проект, объединение усилий регионов позволило бы форсировать развитие в СЗФО местного авиасообщения, сформировать общую маршрутную сеть с учетом пожеланий всех участников проекта. Финансирование авиакомпании, по его мнению, могло бы осуществляться за счет специально разработанных под этот проект региональных целевых программ, согласованных по срокам и мероприятиям. Кроме того, полагает Безлобенко, субъекты СЗФО вправе рассчитывать на поддержку федерального центра. Министерство транспорта страны декларирует готовность оказать содействие проектам по развитию авиасообщения, представленным регионами. Прецеденты, кстати, уже есть: в январе 2013 года принято постановление правительства о выделении субсидий на обеспечение внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе.

В администрации Псковской области уверены, что межрегиональная авиакомпания существенно сократит себестоимость авиаперевозок за счет использования современных воздушных судов, оптимизации их загрузки и сокращения затрат на аэропортовое обслуживание. В частности, предлагается приобрести при поддержке Государственной транспортно-лизинговой компании экономичные самолеты западного производства. Например, Bombardier CRJ 200, выигрывающий у того же «Ан-24» и за счет меньшего потребления топлива, и по численности экипажа (два человека вместо четырех).

Что касается «Псковавиа» как базы для межрегионального авиапредприятия, то Геннадий Безлобенко уверяет: дело не в том, что своя рубашка ближе к телу, а в том, что у «Псковавиа» хорошие стартовые условия. Компания уже имеет все необходимые сертификаты и лицензии. Есть у нее, что немаловажно, и опыт работы в других регионах: с декабря 2012 года «Псковавиа» выполняет пассажирские перевозки по маршрутам из Архангельска в Андерму, Мурманск, Нарьян-Мар, Усинск, а также на Лешуконское и Котлас.

Несомненный плюс псковского аэропорта «Кресты» – его международный статус: взлетно-посадочная полоса протяженностью 2 тыс. м позволяет принимать воздушные суда большинства классов, а сертификация уже построенных дополнительных 500 м «взлетки» снимет практически все ограничения в этом плане. К другим преимуществам «Крестов» относятся близость (пусть и относительная) к петербургскому аэропорту «Пулково», наличие действующего многостороннего грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу и сравнительно небольшие по сравнению с крупными столичными аэропортами аэропортовые сборы, ставки за взлет и посадку, наземное обслуживание самолетов. Наконец, не стоит забывать, что аэропорт расположен в 30 км от границы с Евросоюзом. А у Пскова, в черте которого он находится, есть развитое автомобильное и железнодорожное сообщение не только с Санкт-Петербургом и Москвой, но и с Таллином и Ригой.

Псковская область неоднократно предпринимала попытки восстановить регулярное авиасообщение с Москвой и другими регионами России, прерванное в 1990-х годах. Однако ни одна из авиакомпаний, приходивших на местный рынок, так и не смогла на нем удержаться: рейсы оказывались убыточными. В результате в 2007 году региональные власти решили пойти другим путем, приняв целевую программу, направленную на дотирование маршрута Псков – Москва (см. «Летать не вредно», «Эксперт С-З» №30-33 от 31 августа 2009 года). Но и этот путь оказался тернистым. Все авиакомпании, принимавшие участие в проекте, с течением времени (зачастую весьма непродолжительного) выбывали из игры, так и не сумев вывести рейс на самоокупаемость. Закрылся и запущенный было в 2009 году латвийской AirBaltic маршрут Рига – Псков.

С 2010 года полеты из Пскова в Москву осуществляет «Псковавиа» – собственник и эксплуатант псковского аэропорта. Она также получает от области дотации на перевозку пассажиров в рамках целевой программы «Развитие авиационных услуг Псковской области на 2011-2013 годы». На самоокупаемость рейс все еще не вышел, но определенные успехи у «Псковавиа» уже есть. В 2011-2012 годах среднюю загрузку самолетов Псков – Москва – Псков удалось удвоить. При этом цена на авиабилеты вполне конкурентоспособна со стоимостью проезда из Пскова в Москву по железной дороге. Сейчас авиакомпания совершает полеты в столицу и обратно три раза в неделю, а с лета их число предполагается увеличить до пяти. Кроме того, генеральный директор «Псковавиа» Александр Туманов недавно анонсировал планы организовать в 2013 году авиарейсы в Ригу и Таллин.

У партнеров

    Реклама