Муки информатизации

Пятый угол
Москва, 04.03.2013
«Эксперт Северо-Запад» №9 (606)
Успешное внедрение ИT-технологий в процессы общения государства с гражданами и бизнесом пока выглядит как исключение

Приятно писать о хорошем. Особенно когда с этим хорошим сталкиваешься там, где не ждешь. Опыт всей предыдущей жизни недвусмысленно подсказывает: любое взаимодействие с государством в лице любых его органов неизменно приводит к одному и тому же результату – бессмысленной трате нервов, времени и сил.

Поначалу негативные ожидания полностью оправдывались. Обнаружив, что срок действия заграничного паспорта вот-вот истечет, заехала в районное отделение УФМС разведать, как там и что. Как и предполагалось, там было вполне по-кафкиански: в тесном душном «предбаннике» толпились утомленные бледные сограждане в ожидании доступа в чиновничий кабинет. Они охотно поведали, что к вожделенному загранпаспорту, как в сказке, ведут три пути. Можно занять очередь в час ночи (приехавшие к утру стояли вахту без особой надежды быть принятыми). Можно поехать в центральный офис УФМС и, заплатив двойную цену энергичным посредникам, пройти процедуру с минимальными временными потерями. Можно обратиться к «жучку» из соседнего универсама и за меньшую мзду попасть к паспортистке (цена вопроса ниже, зато риски выше, так как договор заключается устно – под честное слово сомнительно выглядящего контрагента).

Вот тут внезапно наступило то самое хорошее. Взгляд, скользя по информации на стене, зацепился за надпись: «Время приема граждан по электронной регистрации». Чем черт не шутит? Без особой надежды зашла на портал государственных услуг и с удивлением выяснила: система-то работает! Регистрация на сайте заняла минут десять. Столько же времени ушло на другой день на получение кода-ключа в «Ростелекоме». Минут сорок провозилась, заполняя анкету на получение загранпаспорта в личном кабинете, созданном на портале. Периодически впадая в ступор от непонятных вопросов, звонила по указанным телефонам, и – о чудо! – консультанты отвечали даже поздним вечером. Ровно через две недели пришло приглашение явиться в определенное время в территориальный отдел УФМС и сдать документы. Через час я выходила от паспортистки без обычной после общения с чиновниками ненависти к человечеству. Еще две недели спустя, также без особого напряжения, получила искомое.

Увы, это единственный на моей памяти случай, когда инициативы государства по ИT-обеспечению процессов общения с гражданами и бизнесом дали ожидаемый эффект. Обычно хотят как лучше, а получается как всегда. Свежий пример кривой информатизации – электронная запись на прием к врачам, внедряемая в районных поликлиниках с прошлого года. Задумывалось вроде бы дело благое – избавить пациентов от необходимости затемно занимать очередь за талончиками. Но как-то недоучли, что основные посетители муниципальных поликлиник, бабушки-старушки, пока слабо представлены в виртуальном пространстве.

Альтернативные способы самозаписи практически отсутствуют: по телефону не дозвониться, терминал в ближайшей к моему дому поликлинике хронически не работает. Доступ в интернет, кстати, в борьбе с этой системой «повышения сервиса для пациентов» помогает мало – талонов к врачам-специалистам попросту нет. Как по секрету рассказал знакомый доктор, чтобы попасть на прием к хирургу или невропатологу, надо в специальный час икс сидеть у компьютера и ловить момент, когда будут обновляться сведения о приеме врачей на следующую неделю. Но – никакой гарантии, что ты вовремя успеешь нажать волшебную кнопочку. (Кафка в осознании скудости собственной фантазии нервно курит в стороне.)

Жизнь бизнеса посредством внедрения информационных технологий по инициативе государства «улучшается» столь же неуклюже. С этого года после внесения соответствующих изменений в федеральный Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспорта наконец-то заработала автоматизированная информационная система (АИС ОСАГО). Лет семь говорилось о необходимости создания единой базы данных, работающей в режиме онлайн. В частности, чтобы проштрафившиеся водители не могли увильнуть от повышающего коэффициента при покупке полиса на следующий период. Весь прошлый год заинтересованные страховщики передавали накопленную за пять лет информацию разработчику – компании «ЛАНИТ». Но долгожданная АИС все равно заработала косо: она обнуляет прошлые заслуги и прегрешения застрахованного и не выполняет главную задачу – не дает возможности выписывать полисы в электронном виде. Данные в базу по-прежнему вносятся вручную и с двухнедельной задержкой.

Однако сбои АИС ОСАГО – сущие пустяки по сравнению с многолетними муками по созданию ИT-системы контроля над алкогольным рынком. Напомню: единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) начала создаваться в 2006 году. Главная ее цель – очистить рынок от нелегальной и фальсифицированной продукции. Из-за сбоев в работе ЕГАИС в первый год общие потери участников алкогольного рынка составили около 2,5 млрд долларов. Еще около 500 млн долларов они вложили в информатизацию производства.

Три года спустя тогдашний президент Дмитрий Медведев признал: ничего не получилось. Система не работает, надо отлаживать. Отладка привела к предсказуемому результату: текущие затраты производителей на обслуживание ЕГАИС удвоились, а доля «серого» рынка осталась на прежнем уровне – около 45%. После чего инициаторы почесали в затылке и наконец-то признали очевидное: контролировать надо не только и не столько производителей, сколько опт и розницу. С начала года магазины сетей «Магнит» и «Дикси» работают с ЕГАИС в тестовом режиме. Крупным сетевикам для этого понадобилось всего лишь установить на свое оборудование дополнительную программу, бесплатно предоставленную Росалкогольрегулированием. Несетевой рознице придется сложнее. По оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, для каждого объекта розничной торговли установка оборудования для ЕГАИС обойдется в несколько тысяч долларов.

Впрочем, нас ждет еще немало ИT-развлечений всенародного масштаба. Например, в связи с внедрением национальной платежной системы, универсальной электронной карты, а затем и электронного паспорта в отдаленных уголках нашей бескрайней страны.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (606) 4 марта 2013
    Крупнейшие инвестиционные проекты Северо-Запада
    Содержание:
    Сядем в три эшелона

    Сергей Зимин: «Надо изначально формировать программу территориального развития на основе не желаний губернаторов, а перспективных оценок и проектов частного бизнеса»

    Реклама