Как министр министру

Повестка дня
Москва, 15.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №15 (612)

Эстония вновь вступает в борьбу за право переваливать российский уголь. Министр экономики и коммуникаций страны Юхан Партс предложил российскому коллеге Максиму Соколову возобновить транзит угля через порт Мууга близ Таллина, где в 2005 году построен терминал, способный переваливать до 5,5 млн тонн угля в год. И это не считая мощностей других портов республики.

В 2005-2006 годах через эстонские угольные терминалы ежегодно осуществлялась перевалка примерно 9 млн тонн. А позже – за весь 2008 год – лишь 0,5 млн тонн. Резкое падение транзита «черного золота» из России через Эстонию произошло после «бронзовых ночей» апреля 2007 года, когда монумент советским воинам, погибшим при освобождении Таллина от гитлеровцев осенью 1944 года, был перенесен из центра эстонской столицы на военное кладбище на окраине. Тогда угольный поток переместился из Таллина в Ригу, но потом постепенно стал возрождаться и за 2009 год увеличился вдвое по сравнению с 2008-м, немного превысив 1 млн тонн. Однако этот процесс длился недолго: весь 2012 год терминал в Мууге оставался на нулевой отметке перевалки, то есть фактически был законсервирован. Партс подчеркивает, что владельцы российской компании «Кузбассразрезуголь» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев готовы полностью загрузить муугский терминал, но для этого необходима «добрая воля руководства РЖД».

Директор по маркетингу порта города Силламяэ (25 км от российско-эстонской границы) Андрей Биров считает инициативу Юхана Партса, поддержанную премьером Андрусом Ансипом, наглядной иллюстрацией того, что «конструктивный и прагматический подход начинает преобладать». Биров имеет в виду высказывание Ансипа пятилетней давности, когда премьер, комментируя негативные последствия «бронзовых ночей», заявил, что российский транзит для эстонской экономики не имеет существенного значения.

По данным Андрея Бирова, транзит с начала 1990-х годов обеспечивал 10-12% ВВП Эстонии, а в совокупности секторы транспорта, логистики и транзита и отрасли, прямо или косвенно с ними связанные, – не менее 25%. Он полагает, что активность эстонского истеблишмента на транзитном поле продиктована значительным ростом экспортных объемов российской угледобывающей промышленности: за 2012 год этот показатель достиг 25%. В ближайшей перспективе Россия планирует нарастить объем экспорта угля с 25 до 75 млн тонн в год, в этом потоке может найтись место и для эстонских портов.

Авторитетный в сфере транзита эксперт предприниматель Райво Варе, в принципе, согласен, что главным конкурентом Эстонии остается Рига. По его данным, российский порт Усть-Луга перерабатывает объемы, которые планировались еще на стадии его проектирования. Однако в части перспектив Эстонии Варе не разделяет позицию Андрея Бирова. «Очень хотелось бы быть оптимистом, но особых поводов для этого я пока не вижу», – признает он.

У партнеров

    Реклама