От ужесточения контроля за иностранными счетами россиян пострадают прежде всего добропорядочные вкладчики

Финансовая система России стоит на пороге кардинальных изменений. Тенденция к деоффшоризации уже привела к тому, что многие инвесторы изменили направление своих денежных потоков. Но если этот процесс касается в основном внешних инвесторов, то меры, принимаемые правительством страны в сегменте контроля за движением активов, затронут в первую очередь внутренних инвесторов, владеющих счетами в заграничных банках.

Анализ валютного и административного законодательства позволяет отметить серьезный интерес государственных органов к зарубежным счетам российских физических лиц. По факту государство становится не только контролером, но и участником платежей россиян даже за рубежом. Возникает неизбежный вопрос: как это повлияет на условия использования счетов в личных целях?

Элементарное незнание

Согласно Закону о валютном регулировании, российские резиденты вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в зарубежных банках в установленном порядке. Владельцы счетов обязаны уведомлять налоговые органы об открытии либо закрытии счетов в иностранных банках и изменении их реквизитов не позднее месяца со дня соответствующего события. За нарушение этих условий налагается административный штраф до 5 тыс. рублей.

На практике не все граждане сообщают об открытии счетов за рубежом. Зачастую такое бездействие – результат не злого умысла, а элементарного незнания либо пренебрежения нормами законодательства. Владельцы счетов совершенно не беспокоятся о выполнении данной обязанности и пускают дело на самотек. И если раньше можно было сослаться на неточность законодательных формулировок и рассчитывать на отсутствие неблагоприятных серьезных последствий, то теперь это рискованно.

К перечню разрешенных валютных операций, исключая такие, которые в силу специфики вряд ли необходимы большинству россиян, относятся прежде всего переводы физическим лицом – резидентом РФ другим физическим лицам – резидентам РФ, проживающим за пределами страны. Сумма не должна превышать 5 тыс. долларов в течение операционного дня. Кроме того, можно переводить деньги родственникам за границей и на собственные счета, открытые в банках за пределами России. Также законным зачислением средств на счет за пределами РФ являются кредиты от лиц – резидентов стран – членов ОЭСР и ФАТФ на срок свыше двух лет, но только на счета, открытые в банках стран, входящих в эти же две организации.  

Федеральным законом №194 от 12 ноября 2012 года внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, определяющие нарушения, за которые налагаются крупные административные штрафы. В частности, валютными операциями, совершенными с нарушением валютного законодательства, теперь считаются зачисление на счет физлица-резидента, открытый в банке за рубежом, доходов от сдачи в аренду зарубежной недвижимости и продажи ценных бумаг, процентов по депозитам и любых дивидендов. Причем в строгом смысле продажей ценных бумаг будет признаваться выбытие бумаг из инвестиционного портфеля в случае изменения его состава.

В списке рисков находятся и доходы от доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и иными инвестиционными продуктами под управлением банков и управляющих компаний, расположенных за пределами РФ, зачисление займов от компаний, не являющихся резидентами стран, входящих в ОЭСР и ФАТФ, а также получение иных доходов, прямо не указанных в законе.

Существует реальный риск

Разумеется, перечень разрешенных операций и ранее был сформулирован все в том же Законе о валютном регулировании, но не была четко предусмотрена ответственность за совершение платежей именно за рамками списка так называемых допустимых операций. Консультанты всегда обращали внимание на риск привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства. Однако сложившейся судебной практики привлечения к ответственности нет, что объясняется размытостью формулировок и толкованием любых неточностей в пользу физических лиц.

Теперь в результате уточнения законодательных формулировок существует реальный риск привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в части валютного законодательства с обязанностью выплатить фактически конфискационный штраф – 75-100% суммы операции.

Что получится на практике, покажет время. Однако в свете набирающей обороты тенденции к обмену информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения очевидно: инструментов воздействия у государственных контрольных органов становится все больше. А налогоплательщик, по сути, лишен возможности подтвердить свою невиновность. Если иностранные банки не будут, например, переводить проценты по депозиту на российский счет, без внесения дополнительных изменений в законодательство не обойтись.

Самое неприятное, что подобные новации законодательства затронут прежде всего добропорядочных налогоплательщиков, которые декларируют свои доходы в установленном порядке и приносят в налоговый орган все выписки по зарубежным счетам, тем самым представляя органам контроля доказательную базу.

Иначе говоря, в современной ситуации, когда из банков крадут базы данных, банковская информация предоставляется в рамках налогового администрирования, государства ужесточают контроль за финансовыми инструментами, осуществление незаконных валютных операций чревато применением конфискационных санкций, когда владелец счета лишается своих средств. Поэтому, пока не поздно, имеет смысл в целях соблюдения законодательства закрыть все неуведомленные счета и с особой серьезностью относиться к любым зачислениям на иностранные счета, а также к обязанности по уведомлению относительно всех открытых и открываемых за рубежом счетов. Решением может представляться использование иных финансовых инструментов, например перевод денежных средств на счета контролируемых компаний или учреждение для таких целей личных трастов и семейных фондов.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама