На прошедшей неделе губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, выступая с отчетом перед Законодательным собранием, сделал несколько заявлений, свидетельствующих о готовности города стать площадкой для развития инновационных технологий не только в Северо-Западном регионе, но и в России.
«В декабре прошлого года мы решили принципиально изменить подход к планированию социально-экономического развития. По моему поручению правительство города приступило к подготовке Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, – отметил губернатор. – С ней должны будут коррелироваться проекты из инвестиционного портфеля, все государственные программы развития территорий и отраслей, а также целевые программы, включая Концепцию промышленной политики».
Промышленность остается локомотивом городской экономики – в 2012 году ее вклад в ВРП составил 29%. Рост промышленности обеспечил главным образом машиностроительный комплекс. По отгрузке машин и механизмов Северная столица опережает другие регионы России – на ее долю приходится 12,1% общего объема по стране.
С использованием так называемого «серого промышленного пояса» связывается развитие инновационных кластеров. Вывод устаревших и вредных производств не должен сопровождаться повальной застройкой этих зон жильем или офисами. Именно эти площадки должны сформировать в Петербурге новые точки приложения труда в виде инновационных технопарков, соседствующих с вузовскими кампусами и научно-техническими центрами.
Если в среднем европейском городе промышленные предприятия занимают около 10% общей площади, то в Санкт-Петербурге «серый пояс» – это более 40% центральной части. На самые интересные с точки зрения близости к центру и к местам исторической застройки районы (Адмиралтейский, Василеостровский, Центральный, Петроградский) приходится от 100 до 500 га промзон. Как раз на них делается инновационная ставка.
Идею рационального использования промзон озвучивает и губернатор. «Среди более чем 1,8 тыс. поправок в Генплан, предложенных в 2012 году, не нашлось ни одного достойного предложения по промзонам. Все заявки на эти территории предусматривали перевод земель в категорию высокодоходной жилой застройки с максимальными параметрами по высоте, соответствующей плотностью населения и нагрузкой на улично-дорожную сеть. По сути дела, нам предлагали построить стену из многоэтажек вокруг центральных районов, – подчеркнул Георгий Полтавченко, общаясь с законодателями. – Комиссия по подготовке изменений в Генплан эту схему окружения отвергла и функциональное назначение промзон менять не стала. Считайте, что мы заключили Брестский мир наоборот. Потеряем время, но выиграем пространство. И оставим городу шанс создать взамен промышленного пояса не каменные джунгли, а комфортабельную среду с современными, удобными для жизни кварталами, хорошей инфраструктурой и рекреационными зонами. Разработка стандартов проектирования для таких кварталов станет одной из первых задач для созданного недавно Совета по вопросам градостроительной деятельности». Таким образом, идея трансформации промзон в «инновационный пояс» обретает реальные шансы на воплощение.
Инновационное программирование
Задатки для очередного «похода за инновациями» у Северной столицы, безусловно, есть. Однако задача объединения производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений в единую среду с наукоемкой и высокотехнологичной продукцией не так проста. Между ними существуют как внутриотраслевые барьеры, так и сложности согласования различных госпрограмм регионального и федерального уровней.
В частности, для формирования кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов, центров трансфера знаний и прочих институтов поддержки инноваций требуется более обширная программа с увеличением лимитов финансирования.
В Петербурге с прошлого года уже стартовала программа «Наука. Промышленность. Инновации», рассчитанная на 2012-2015 годы. Статистика показывает, что за последние два года объем инновационного производства промышленных товаров в городе вырос с 84 до 132 млрд рублей (в 2012-м этот показатель составил 113,9% из 110%, заявленных в обязательном порядке). К 2015 году планируется повысить затраты на научно-исследовательские разработки до 175 млрд рублей.
К этому же сроку прогнозируется увеличение количества организаций, осуществляющих инновации, до 300. При этом численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, должна возрасти до 82 тыс. Очень важный показатель – ожидаемый рост до 25% числа молодых (до 35 лет) специалистов, выполняющих научные исследования.
По словам губернатора города, бюджет в 2012 году впервые выделил 49 млн рублей на развитие и стимулирование инновационной деятельности молодежи. «В дополнение к традиционным грантам и стипендиям мы организовали 37 площадок и конкурсов для креативного общения молодых исследователей и собрали более 6,5 тыс. участников. Поддержку получили 280 заявок. Среди них – реализованный в Купчино проект использования матричных кодов для информирования пассажиров о движении общественного транспорта», – рассказал он.
До 20 млн рублей увеличены объемы поручительства петербургского Фонда кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для научно-технических, инновационных и производственных компаний. Финансовая поддержка инновационных предприятий ведется по нескольким направлениям: приобретение оборудования в лизинг, проведение мероприятий по энергосбережению и т.д. Общий объем выделенных из бюджета города средств достиг 975 млн рублей, правда реально освоено только 601,4 млн. Такой низкий показатель власти связывают с тем, что, как ни странно, сами инноваторы недостаточно активно обращаются за господдержкой. Например, оказалось подано недостаточно заявок на предоставление субсидий для возмещения 80% затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров. Таким образом, из бюджетных средств не израсходовано 219,4 млн рублей.
Ставка на молодежь
Промышленники признают, что без интеграции промышленности в вузовскую науку инновационную индустрию не создать.
«Можно выделить два ключевых кластера, необходимых для развития промышленности: электроника в широком смысле и машиностроение. Мы знаем, что большинство прорывных технологий создаются на стыках наук. Если ставятся глобальные задачи, то необходимо создавать учебные заведения, заточенные непосредственно на передовые технологии», – уверен генеральный директор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков.
Моделью вовлечения молодежи в инновационный процесс могут послужить уже работающие технопарки. В Петербурге существует технопарк «Ингрия» – территория инновационной активности. Объем инвестиций в его создание составил 28,5 млрд рублей, из них 68% – частные инвестиции, остальные средства – государственное финансирование. «Выручка первого городского бизнес-инкубатора „Ингрия“, где сосредоточены малые инновационные предприятия, уже к концу сентября 2012 года на 81% превысила результаты 2011-го, – констатирует Георгий Полтавченко. – Резиденты бизнес-инкубатора стали платить больше налогов, чем тратится из бюджета на его содержание. Следующим шагом навстречу инновационному бизнесу должно стать создание районных технических бизнес-инкубаторов».
Как раз районные власти и должны содействовать вовлечению расположенных на их территории промзон в программу по формированию инновационных бизнес-инкубаторов.
«Петербург имеет все основания стать центром инновационных технологий. Этот потенциал сохранился еще с советских времен. Например, мы главным образом сотрудничаем с промышленным и авиационным кластерами. Работаем в формате частно-государственного партнерства в рамках Санкт-Петербургского территориального инновационного аэрокосмического кластера (СПАКК), который организован в 2011 году. Координатор СПАКК, его якорный научный центр – наш вуз», – объясняет проректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения по научной и инновационной деятельности Юрий Шеин.
Правильная оценка
Правительство города уже разрабатывает критерии оценки существующих промышленных площадок на предмет их инвестиционной и инновационной привлекательности.
В зарубежной практике имеются самые разные способы инициирования кластерной политики. К примеру, в Канаде поддержку кластерным инициативам бизнеса оказывают на всех уровнях власти – от федерального до муниципального. Так, в Ванкувере кластер топливных и водородных технологий объединяет порядка 35 основных компаний, три университета, два крупных промышленных формирования.
В этом смысле большая роль в реализации кластерной политики может отводиться местному самоуправлению, которое способно решить самый широкий спектр вопросов – от внедрения разных образовательных программ до обновления всех ключевых инфраструктур для нужд кластеров и, как следствие, улучшения качества жизни людей на территории данного района или муниципалитета.
«Чтобы привлечь интерес к естественнонаучным специальностям, нужно еще в школе показывать детям, как работает современная наука. Только так мы получим новых высококвалифицированных специалистов и сможем решить кадровый вопрос. Конечно, с вузами у нас заключены договоры о кадровом сотрудничестве, многие студенты проходят у нас практику, потом часть из них остается работать. Но проблема нехватки специалистов актуальна до сих пор», – разъясняет председатель совета директоров ЗАО «Научные приборы» Валерий Соколов.
Стоит отметить, что процесс формирования городских кластеров уже идет. Так, Программа объединенного кластера фармацевтической и медицинской промышленности и радиационных технологий Санкт-Петербурга (куда входят Лечебно-диагностический центр международного института биологических систем им. С.М. Березина, ЗАО «Биокад», ООО «Герофарм», НПО «Электрон») включена в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров РФ.
Также в прошлом году сформирован инновационный кластер предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций. В кластер вошли 96 предприятий и шесть университетов Санкт-Петербурга (например, ОАО «НИИ „Вектор“», ОАО «Авангард», ОАО «Светлана», ОАО «НПП „Радар ммс“», а из вузов – Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет). Развивается в городе и аэрокосмический кластер, объединивший на первом этапе 13 высокотехнологичных организаций и высших учебных заведений, в частности ФГУП «Конструкторское бюро „Арсенал“», ОАО «Машиностроительный завод „Арсенал“», ОАО «ХК „Ленинец“»).
Для того же, чтобы инновационные объединения получили господдержку и смогли развиваться в «сером поясе», городской Комитет по промышленной политике и инновациям начал разработку регионального стандарта развития отраслей промышленности и кластеров.
Санкт-Петербург