Про бегемота и обормота

29 апреля 2013, 00:00
  Северо-Запад

На прошлой неделе общественности Петербурга подкинули для обсуждения культурологическую проблему. Поводом стало обращение вице-губернатора Василия Кичеджи к Законодательному собранию с просьбой рассмотреть возможность вернуть памятник императору Александру III на одну из городских площадей

Василий Кичеджи

Потомкам монумент запомнился сложенной о нем шутливой поговоркой: «На площади – комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот». А его нынешнее пристанище – двор Мраморного дворца, одного из филиалов Русского музея.

Памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого был установлен на Знаменской площади в 1909 году, всего за восемь лет до смены власти в России. Стоит ли удивляться, что именно этот памятник самодержавию, не успевший получить историческое признание и не ставший привычным для горожан, убрали при первом же удобном случае – при реконструкции площади Восстания в 1937 году.

Никто не тронул Николая I Палкина на Синем мосту или покровительницу дворян Екатерину в сквере у Александринского театра. Так уж повелось – больше всего достается лидерам переходного периода. Так что далеко не факт, что причиной переезда грузного бронзового Александра Миротворца стали его художественные достоинства.

Для Петербурга привычно ставить, потом переставлять, переименовывать и вновь возвращать прежние названия. Причем делать это выборочно, а выбор обосновывать по-разному.

Петербург вернул Сенную площадь и Вознесенский проспект, но оставил на месте прежней Знаменской площади площадь Восстания. Город попрощался с именами анархистов и народовольцев, но оставил в названии проспекта имя их идеолога Чернышевского. Мосту Лейтенанта Шмидта вернули имя Благовещенский. Однако Советские улицы не стали называться Рождественскими. Так и продолжает жить Северная столица, страдая раздвоением личности.

Ротация памятников на одном месте – тоже не новое явление для города на Неве. Монумент в честь победы над турками перед Троице-Измайловским собором, сложенный из трофейных пушек в 1886 году, был разобран в 1930-м, а пушки, по некоторым данным, отправлены в переплавку. Но в 2005 году памятник восстановили – конечно, уже без использования трофейного турецкого оружия. К тому же для этого пришлось демонтировать и сослать в запасники памятник прославленному архитектору Стасову, на время заменивший монумент воинской славе.

И снова коллизия. Одно из мест, которое сватают императору Александру, занято стелой, воздвигнутой к 40-летию Победы и символизирующей подвиг ленинградцев в годы блокады.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи:

– Вопрос с переносом памятника Александру III сложный. Сразу скажу, речь не идет о кампании по переносам каких-то объектов или массовому возвращению названий. Напомню, что год назад губернатор Петербурга наложил трехлетний мораторий на изменение топонимических названий, так как практика показала, что мнения горожан в этом вопросе делятся строго пополам. Так что предложение по памятнику скульптора Паоло Трубецкого – отдельная история.

Но идея возникла не без повода. Тема переноса монумента поднимается далеко не впервые – только за последнее время мы получили несколько обращений от монархических организаций с предложением вернуть памятник монарху, сделавшему много для страны, на его историческое место – площадь Восстания. Я попросил депутатов городского парламента организовать широкое общественное обсуждение. Но принимая решение, нужно помнить не только об историческом аспекте, но и об архитектурном – с учетом того, что художественная ценность памятника всегда вызывала споры. Ну, и, конечно, этическая сторона дела – сейчас на площади стоит монумент «Городу-герою Ленинграду», который многие чтут. Именно поэтому, допускаю, что монарху можно предложить иное место – такое, где его все-таки будет видеть больше людей, место более достойное, чем нынешнее – двор Мраморного дворца.

Депутат Законодательного Cобрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев:

Алексей Ковалев 046_expertsz_17_2.jpg
Алексей Ковалев

– Я с 1984 года борюсь за возвращение памятника Александру III на его законное историческое место. Я за то, чтобы убрать стелу, ничего не представляющую в художественном смысле, куда – варианты есть, например площадь Мужества, где она вполне впишется и будет иметь смысл. Сейчас стела разрушает весь ансамбль площади, являясь третьим шпилем на одной линии вместе со шпилями вокзала и станции метро. Решение тогдашних властей города убрать памятник на задворки считаю чудовищным. Но почему вице-губернатор обращается к депутатам? Причем здесь мы? Решение этого вопроса не в нашей компетенции. А организовывать обсуждение нет необходимости – оно идет уже 30 лет.

Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Семен Михайловский:

Семен Михайловский 046_expertsz_17_3.jpg
Семен Михайловский

– Я с огромным уважением отношусь к Василию Николаевичу Кичеджи, но мне трудно даже представить возвращение памятника Александра III на площадь Восстания. Сейчас там стоит не очень удачный обелиск, но демонтировать его я считаю невозможным. Да и зачем? Памятник императору прекрасно стоит там, где стоит. Можно, конечно, поискать для него другое место, но острой необходимости в этом, на мой взгляд, нет. Сам памятник Паоло Трубецкого несет большой смысл, в нем есть определенная мощь. Но мне кажется, сегодня в городе возвращение памятников или названий – не слишком актуальная проблема.

Народный артист СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга Олег Басилашвили:

Олег Басилашвили 046_expertsz_17_4.jpg
Олег Басилашвили

– Памятник Александру III нужно вернуть на историческое место. Конечно, он был неоднозначной фигурой, но это наша история. Владимир Ленин – тоже часть истории нашего государства, и пытаться полностью забыть его как историческую персону было бы неверно. Названия улиц, появившихся до революции 1917 года, стоит вернуть, а вот переименовывать, к примеру, Ленинский проспект не имеет смысла. Что же касается стелы с площади Восстания, то в городе достаточно мест, куда ее можно перенести и где она достойно впишется в архитектуру. Тем самым мы отдадим дань памяти героям блокадного Ленинграда, но и восстановим историческое назначение Знаменской площади.