Вакцина против кадрового голода

Хотя уровень заработной платы в медицинской отрасли растет, найти высококвалифицированных специалистов по-прежнему крайне сложно

Фото: архив «Эксперта С-З»

В апреле 2013 года петербургские власти утвердили план мероприятий, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, – так называемую «дорожную карту» здравоохранения Петербурга. Один из основных посылов документа – необходимость увеличить заработную плату медицинским работникам: среднему (фармацевтическому) и младшему персоналу – в два раза, врачам – в три. Как подсчитали в городском Комитете по здравоохранению, итого зарплата врача составит 47 тыс. 221 рубль, среднего медперсонала – 29 тыс. 398, младшего – более 18 тыс. рублей.

Казалось бы, вкупе с глобальным переоснащением медучреждений и внедрением высокотехнологичного оборудования, на котором работать легко и приятно, такие условия труда должны спровоцировать мощный кадровый прилив. Но пока этого не произошло. Во-первых, как признают чиновники, по некоторым направлениям специалисты не готовы работать ни за какие деньги из-за крайне высоких нагрузок. Во-вторых, о чем говорят уже сами врачи, поставить можно самое высокотехнологичное оборудование, но умеющих обращаться с ним профессионалов найти трудно, к тому же при современных темпах развития технологий специалист должен находиться в тренинге постоянно. И в-третьих, сказывается разрыв между медицинским образованием и реальными потребностями отрасли.

Обновились и помолодели

«При реализации программы по модернизации здравоохранения произошли радикальные изменения в плане насыщения медучреждений высокотехнологичным оборудованием. В связи с этим уже наблюдается приток молодых кадров, – комментирует первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Петербурга Владимир Жолобов. – Например, средний возраст офтальмологов в прошлом году – 45 лет, а ранее был 50. Это свидетельствует о том, что молодежь потянулась в амбулаторно-поликлиническое звено». Подобная тенденция отмечается и среди специалистов по лучевой диагностике.

В целом в городском Комздраве считают, что стационарное звено укомплектовано достаточно хорошо, в отличие от амбулаторно-поликлинического. Особенно медучреждениям не хватает узкоспециализированных врачей – лоров, офтальмологов, урологов и т.д.

Особенно остро проблема нехватки кадров ощущается в новых районах, где нагрузка на медицинские учреждения повышается пропорционально активному жилому строительству. В спальных районах города, констатирует Жолобов, на одного участкового педиатра вместо 1 тыс. детей приходится 2-2,5 тыс., поэтому многие врачи не выдерживают и уходят. Всего Петербургу на сегодняшний день не хватает около 6 тыс. докторов.

Каждая медицинская организация решает проблему с кадрами по-своему. Многие клиники – как государственные, так и частные – готовят специалистов сами и, чтобы не брать выпускников совсем «сырыми», выстраивают взаимодействие с вузами. «Мы стараемся работать со студентами с вузовской скамьи. В частности, сотрудничаем с Политехническим университетом в рамках кафедры медицинской физики, с Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова, сейчас пытаемся наладить взаимоотношения с Первым медом в плане совместной подготовки медицинских физиков», – рассказывает президент лечебно-диагностического центра Международного института биологических систем им. С.М. Березина Аркадий Столпнер.

Некоторые больницы проводят целые кампании по привлечению специалистов. Так, СПб ГУЗ «Городская поликлиника №112» вербовало кадры в регионах и, чтобы создать привлекательные условия для потенциальных сотрудников, разработало специальное положение о софинансировании ипотечного кредитования. «Основная причина, по которой в Петербург не хотят ехать специалисты из регионов, – жилищный вопрос, поэтому мы приняли решение разработать положение о софинансировании до 30% ипотечного кредита на покупку или аренду жилья, – поделился главный врач поликлиники Александр Косенко. – Сейчас этот документ проходит юридическую экспертизу, но к нам уже приехал врач из Псковской области». Всего за 2012 год в СПб ГУЗ «Городская поликлиника №112» приняли на работу 37 узкопрофильных специалистов, но, по словам Косенко, учреждению не хватает сотрудников терапевтического звена.

Отучился – отработай

Проблема нехватки квалифицированных кадров касается не только государственных медучреждений, но и частных клиник, хотя у них оклады, как правило, больше. «У нас, например, всегда есть вакансии врача скорой помощи, педиатра, травматолога, окулиста. И это при средней зарплате 70-80 тыс. рублей», – подтверждает Лев Авербах, генеральный директор компании «КОРИС ассистанс СПб» (специализируется на оказании скорой помощи).

В то время как количество вакансий растет (по данным портала SuperJob, только за март 2013 года число вакансий по направлению «Медицина, фармацевтика, ветеринария» увеличилось на 8,7%), конкурс в медицинской сфере минимален – всего полтора резюме на вакансию. По мнению некоторых экспертов, за счет одного только повышения зарплат проблему нехватки квалифицированных кадров не решить.

«Если государство оплачивает обучение специалиста, необходимо, чтобы он потом эти деньги отработал в течение трех или пяти лет. Во всем мире врачи учатся за свои деньги, – объясняет главный врач ФГУЗ „Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова“ Яков Накатис. – Как в Америке решили проблему с врачами на Аляске? Там дают кредит на обучение на 15 лет, но если после окончания специалист едет на Аляску, где платят высокую зарплату, он может „отбить“ этот кредит за 15 лет. У нас подобные стимулы пока не выработаны».

Так, в России нет государственных аптек, а на провизорских факультетах открыты бюджетные места – получив бесплатное образование, многие студенты уходят работать в частный сектор. На взгляд Накатиса, схема должна быть такой: учишься бесплатно – должен отработать, если за деньги – у тебя после окончания института свободный выбор.

Наслоение реформ

Все эти изменения происходят на фоне укрупнения медицинских вузов – реформа в сфере здравоохранения накладывается на реформу в сфере высшего образования. В Петербурге уже произошло слияние Медицинской академии им. И.И. Мечникова и Медицинской академии постдипломного образования, в результате которого сформирован Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова.

Вновь созданный университет вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом им. И.П. Павлова, Санкт-Петербургской государственной педиатрической академией и Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией вошли в топ-лист кузниц кадров для медицинской отрасли города. В России одними из самых популярных специальностей у абитуриентов медвузов в 2012 году стали «стоматология», «педиатрия» и «лечебное дело». По данным Комитета по науке и высшей школе, в Северной столице в 2012 году лидерами по количеству поданных заявок стали Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова – здесь конкурс по специальности «лечебное дело» составил 12,5 человека на место (для сравнения: в 2011-м – 9,5) и Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова – 27,2 человека на место (в 2011 году – 14,3). В прошлом году выпущено 2 тыс. 162 человека, принято – 2 тыс. 772, из них на платной основе – 1 тыс. 91 человек. В рамках целевой контрактной подготовки в 2012 году приняли 236 человек.

Главные врачи клиник связывают надежды не только с повышением качества образования в медицинских вузах, но и с развитием различных направлений научных исследований. Даже государственные «плановые» хозяйства понимают, что жизнеспособность медучреждения зависит от того, насколько налажено оказание бесперебойной технологичной помощи. Поэтому многие крупные медицинские организации львиную долю времени стараются уделять научным разработкам и взаимодействию с вузами и научно-исследовательскими центрами.

Если бы на федеральном уровне была разработана глобальная «дорожная карта» здравоохранения, в которой прописаны четкие и измеримые целевые показатели (вплоть до того, сколько больных должно быть пролечено, какие специалисты понадобятся в ближайшие годы в связи с планами по строительству и расширению медицинских мощностей и т.д.), это могло бы придать более четкие очертания как образовательному процессу в вузах, так и в целом движению научной мысли.

Санкт-Петербург