Кировский завод встал на рельсы

13 мая 2013, 00:00
  Северо-Запад
Фото: архив «Эксперта С-З»
В ближайшие годы в Петербурге появятся такие же трамваи, как и на улицах Праги

Кировский завод будет конкурировать за госзаказ Петербурга на поставку вагонов метро и трамваев. Предприятие совместно с чешской компанией Skoda Transportation запускает производство современных вагонов метро, многосекционных низкопольных и частично низкопольных трамвае, высокотехнологичных пригородных поездов. На первоначальном этапе в проект, в котором стороны участвуют на равных условиях, будет вложено 600 млн рублей. Продукция совместного предприятия (СП) выйдет на рынок под брендом «Киров-Шкода». До конца 2015 года Skoda Transportation и Кировский завод рассчитывают получить выручку не менее 4 млрд рублей.

«Киров-Шкода» формируется на базе другого совместного предприятия, созданного ЗАО «Вагонмаш» и Skoda Transportation, – ООО «Вагонмаш». Как пояснили на Кировском заводе, он выкупил долю «Вагонмаша», находящегося в состоянии банкротства, в СП. С предложением объединить усилия по выпуску выгонов к Кировскому заводу обратились чехи – вероятно, из-за угрозы срыва действующего контракта на поставку 54 вагонов для петербургского метрополитена. Контракт на 3,2 млрд рублей, рассчитанный до 2014 года, подписан в прошлом году – тогда «Вагонмаш» конкурировал за госзаказ с московским «Трансмашхолдингом» и выиграл, представив вагон современного типа «Нева». Как рассказали в Комитете по транспорту, «Вагонмаш» должен был начать поставки еще в прошлом году, но пока что получен всего один вагон. По всей видимости, заканчивать начатое Skoda Transportation будет уже с новыми партнерами.

Производить вагоны «Киров-Шкода» будет на площадке Кировского завода в Петербурге. В течение года планируется выйти на полный цикл производства, включающий механообработку, сварку, окраску, сборку, испытание продукции и проведение пусконаладочных работ.

Между тем на балансе ГУП «Петербургский метрополитен» находятся порядка 1,5 тыс. вагонов, треть из которых изношены. С подвижным составом трамвайного парка города, по информации СПб ГУП «Горэлектротранс», ситуация еще хуже – он подлежит замене на 40-50%. В Комитете по транспорту отмечают, что готовы делать крупные заказы, но отечественные заводы не в состоянии выполнить большой объем работ. Из-за этого в 2012 году город закупил всего девять двухкабинных трамваев, хотя реальная потребность была больше. Выход из ситуации в Смольном видят в трехлетних контрактах, при которых подрядчик получает финансирование за часть выполненных работ, вкладывает эти средства в обеспечение второй части заказа и т.д. Подобный контракт заключен и с СП «Вагонмаша» и Skoda Transportation. Обеспечив его, «Киров-Шкода» планирует конкурировать за другие заказы.

По данным Комитета по транспорту Петербурга, в нынешнем году состоялись три конкурса на поставку вагонов для метро, во всех победил «Трансмашхолдинг». Общая сумма трех контрактов составила 1,48 млрд рублей.

Для нужд «Горэлектротранса» в 2013 году Комитет по транспорту провел три конкурса на поставку 37 трамвайных вагонов. Самый крупный из них, на поставку 20 трехсекционных низкопольных трамваев на сумму почти 1 млрд рублей, тоже рассчитан на три года.