Особенности российского эксклава

Николай Цуканов: «Калининградская область – такая же российская территория, как любой другой субъект. А значит, должна иметь равные с другими регионами конкурентные возможности по продвижению своей продукции на рынки страны»

Фото: администрация Калининградской области
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов

Калининградская область с начала года стабильно поставляет новостные поводы федерального масштаба: в конце марта принята государственная программа развития региона до 2020 года, но уже сейчас активно развиваются новые промышленные кластеры и реализуется ряд социальных проектов. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов в интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» рассказал о том, как регион справляется с новыми экономическими вызовами и на какие перспективные отрасли делает ставку.

– С какими экономическими показателями Калининградская область завершила 2012 год? Каков прогноз ее социально-экономического развития до конца текущего года?

– Я бы назвал минувший год периодом умеренного роста большинства социально-экономических показателей. Зафиксирован прирост валового регионального продукта (ВРП), есть положительная динамика в промышленном производстве. Производство сельхозпродукции составило 105,7% к предыдущему году. Инвестиции в основной капитал превысили 70 млрд рублей – это более 106% к показателю 2011 года. На 11%, до 344,4 млн долларов, вырос объем иностранных инвестиций. Особенно важно, что уменьшилась несбалансированность спроса и предложения на рынке труда, а значит, снизился уровень регистрируемой безработицы.

Впрочем, не все ожидания оправдались в полной мере. В частности, мы прогнозировали более высокие темпы развития обрабатывающей промышленности. В ряде отраслей произошло снижение объемов производства. Сократился выпуск электрооборудования. Например, компания «Телебалт», крупнейший в регионе производитель бытовой техники, сворачивает деятельность, а потенциала предприятий, добившихся в 2012 году положительной динамики, оказалось недостаточно для изменения ситуации в отрасли. Вместе с тем есть основания предполагать, что произойдет рост объемов выпускаемой продукции на ряде предприятий радиоэлектронного кластера.

Что касается прогнозов на будущее, то мы рассчитываем на увеличение основных макроэкономических показателей. Потенциал региональной экономики и планы развития области в свете разработанной госпрограммы позволяют нам ожидать общего роста ВРП, а именно – в промышленном производстве, сельском хозяйстве, строительстве и торговле.

– Региональный бюджет 2013 года стал бюджетом развития или все же бюджетом консервации достигнутого?

– Бюджет на 2013 год и плановый период – безусловно, бюджет развития. На это указывают значительные объемы средств, выделенных на федеральную целевую и областную инвестиционную программы, а также рост ассигнований Регионального дорожного фонда. Все решения принимаются с учетом стратегических целей и задач социально-экономического развития, в бюджет закладываются средства на реализацию мероприятий вновь принятых программ – «Развитие прибрежного рыболовства в Калининградской области на 2013-2020 годы», «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы» и других.

– Как вы намерены выполнять социальные обязательства в условиях сокращения финансирования из федерального центра?

– Финансирование федеральным центром социальной сферы не сокращается. Наоборот, с учетом необходимости выполнения указов президента России эта поддержка растет. При этом объем социальных обязательств как регионального, так и местных бюджетов существенно увеличился.

Задача – повысить качество жизни

– С чем связана необходимость создания программы-2020 по развитию Калининградской области, какие основные положения в ней отражены?

– Госпрограмма – это подробный план с указанием точек роста региона по ключевым направлениям, основа для планирования и реализации деятельности федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, региональных властей. Основная цель мероприятий этого комплексного документа – повысить качество жизни каждого калининградца.

Большая часть программы направлена на модернизацию инженерной и социальной инфраструктуры области, прежде всего транспортного и топливно-энергетического комплексов, систем газификации, объектов коммунального хозяйства, жилищного строительства. Отдельными пунктами прописаны меры господдержки отдельных приоритетных направлений экономического роста для дополнительного финансового и правового стимулирования их развития. Это автомобиле- и машиностроение, сельское хозяйство и производство продуктов питания, рыболовная отрасль и рыбопереработка, судостроение и судоремонт, развитие промышленных зон, туристская отрасль, янтарно-ювелирное производство, сектор информационно-коммуникационных технологий.

Работа над госпрограммой была напряженной и непростой. Совместно с Минрегионом мы прошлись по каждому пункту, с учетом требований федеральной и региональной правовой базы изменили некоторые формулировки. Но самое главное – нам удалось отстоять приоритетные проекты, убедить Минрегион в необходимости их включения в госпрограмму.

Важно понять: реализация госпрограммы – не просто желание отдельно взятого губернатора решить отдельно взятые проблемы. Необходимость ее создания продиктована, с одной стороны, экономической ситуацией по России в целом, с другой – особенностями экономики и географии Калининградской области.

– Активно обсуждается проблематика 2016 года, когда прекратится действие льготных пошлин. Какие меры принимает правительство региона, чтобы минимизировать риски от их отмены?

– Отмена таможенных пошлин в первую очередь окажет влияние на производственные предприятия. В связи с этим мы запланировали ряд мер по минимизации рисков.

Прежде всего, предусмотрено введение льготного налогового режима в части налога на добавленную стоимость (ставка 0%) для выравнивания экономических условий при поставках товаров в Калининградскую область из других регионов России и третьих стран.

Также мы намерены инициировать внесение изменений в федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в части совершенствования регулирования предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны в нашем регионе.

Основным инструментом выравнивания ситуации, безусловно, станет принятая госпрограмма, в которой четко прописаны мероприятия по минимизации рисков при отмене льготных пошлин. Например, это определение услуг, реализация которых в особой экономической зоне не облагается НДС, а также принятие закона о предоставлении государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым компаниями, которые зарегистрированы и осуществляют свою основную уставную деятельность в Калининградской области. Подобные гарантии будут предоставляться инвестиционным проектам, которые реализуются в регионе. В тексте госпрограммы – полный перечень мер.

– Разрешит ли эта стратегия проблему «эксклавности» региона? Имеется в виду не столько географическое положение, сколько вовлечение федеральных властей и инвесторов из других регионов России в реализацию проектов по развитию области.

– Безусловно, принятие госпрограммы полностью не устранит данную проблему, однако в целом будет способствовать ее решению. Основную ставку мы делаем на законодательные механизмы, которые улучшают регулирование предпринимательской деятельности в особой экономической зоне Калининградской области, гарантируют дополнительную господдержку промышленных производств, портовой и туристско-рекреационной сфер. Подчеркну: эти меры должны быть сопоставимы с условиями, в которых работают резиденты особых экономических зон соответствующего типа в других регионах страны.

Полпред России в Европе

– Ощущается ли оторванность Калининградской области от России? Насколько вам близка политика самодостаточности?

– Я бы сказал, что это не оторванность, а территориальная обособленность от других регионов страны. Такова историческая данность, и нам приходится считаться с ней. Калининградская область – своеобразный полпред нашей огромной страны в Европе, передовой рубеж России. От Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской – 70. До ближайшего областного центра России, Пскова, 800 км, до Москвы – почти 1,3 тыс. Калининградская область – регион, которому приходится соизмерять основные показатели социально-экономического развития не только с другими субъектами РФ, но и с близкими соседями – Литвой, Польшей, Германией.

Вместе с тем Калининградская область – такая же российская территория, как любой другой субъект. А значит, она должна иметь равные с другими регионами конкурентные возможности по продвижению своей продукции на рынки страны. Именно для этого введен режим особой экономической зоны. Ведь если товары из Калининградской области будут дороже в «большой России» из-за длинного пути через границы, мы просто не сможем достойно конкурировать. В силу географического положения регион нацелен и на экспорт – это направление в числе приоритетных.

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов на облете своего региона 038_expertsz_19.jpg Фото: администрация Калининградской области
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов на облете своего региона
Фото: администрация Калининградской области

– Какие проекты могут увеличить транспортную доступность области? Рассматривается ли возможность запуска морских паромов между Петербургом и регионом?

– Транспортное сообщение области с другими регионами страны изначально отличается от логистики в «большой России» – мы вынуждены решать вопросы транзитного проезда по территориям других государств. После вступления 1 мая 2004 года Литовской Республики в Евросоюз перевозка грузов и пассажиров между Калининградской областью и остальной территорией России осуществляется в большей степени в соответствии с правилами и требованиями этой организации, что привело к зависимости нашего транспортного комплекса от законодательных норм и решений, принимаемых в ЕС.

Однако, как я уже говорил, жители Калининградской области – такие же россияне, как москвичи, воронежцы или хабаровчане, а значит, должны пользоваться всеми конституционными правами граждан страны. Необходимо законодательно установить для нашего региона условия по стоимости перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, существующие в Российской Федерации. В рамках таможенного законодательства нужно решить вопрос о сокращении временных и финансовых издержек при пересечении границы. Правительство области предложило эти меры для рассмотрения федеральному правительству.

Для обеспечения транспортной независимости региона и беспрепятственной связи с основной территорией России морским путем, минуя иностранные государства – Литву и Белоруссию, было организовано паромное сообщение между Балтийском и Санкт-Петербургом, а впоследствии – Усть-Лугой. Однако в августе 2010 года пассажирский паром «Георг Отс» сняли с линии Санкт-Петербург – Балтийск и направили в морской порт Владивосток, а с декабря 2011-го на линии Балтийск – Усть-Луга прекращена работа железнодорожного парома «Балтийск». В 2012 году из-за коммерческой невостребованности паром «Балтийск» переведен в эксплуатационный резерв.

В настоящее время на линии Усть-Луга – Балтийск и Усть-Луга – Балтийск – Засниц работают железнодорожные паромы «Амбал» и «Петербург», владельцами и операторами которых являются коммерческие организации, не обремененные ответственностью за сохранение паромного сообщения в Калининградской области. Мы понимаем, что обеспечение единства рыночного пространства и свободы экономической деятельности, перемещения пассажиров и грузов относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, и уже направили соответствующие письма в Министерство транспорта РФ.

Основным способом сообщения с «большой Россией» для жителей эксклава был и остается авиатранспорт. Сезонные скачки цен на авиабилеты били калининградцев по карману – им приходилось переплачивать, чтобы съездить в гости к родным в другие регионы страны. Повысить доступность воздушного сообщения удалось после многократных обращений в правительство. В итоге регион получил субсидию из федерального бюджета на погашение ценовой разницы, которая в период отпусков выливается в серьезные затраты. В 2013 году предусмотрено субсидирование авиаперевозок всех жителей Российской Федерации на маршрутах Калининград – Москва – Калининград и Калининград – Санкт-Петербург – Калининград в период высокого сезона – с 15 мая по 15 октября.

Рост иностранного интереса

– Каковы перспективы экономики области в условиях ставшего уже перманентным глобального кризиса? Ощущаете ли вы отток иностранных инвесторов?

– Никакого оттока инвесторов или снижения интереса зарубежных партнеров не наблюдается. В 2012 году на территории Калининградской области зарегистрированы более 700 юридических лиц с участием иностранного капитала из 57 стран. Традиционно наш регион представляет значительный интерес для инвесторов из Литвы, Польши, Германии. Кроме того, у нас работают крупные компании с участием голландского капитала.

В регион пришел целый ряд зарубежных инвесторов, готовых разместить здесь производственные мощности. Так, подписано соглашение о возведении комплекса по производству сахара, инвесторы из Швейцарии представили проект строительства завода по производству сыра, прорабатывается вопрос реализации крупного проекта развития автомобильного кластера с участием немецких партнеров.

– Насколько эффективна региональная инфраструктура для ведения бизнеса и создания совместных с зарубежными инвесторами проектов?

– Утверждена Концепция развития промышленности Калининградской области на период до 2015 года, которая предусматривает формирование и развитие перспективных промышленных зон «Балтийская», «Гурьевская», «Константиновка», «Правдинская», «Советская», «Технополис Гусев», «Черняховская». Развитие промышленных зон и технопарков осуществляется на базе многофункциональных городов. Это центры внутриобластного экономического развития и прилегающие к ним территории, население которых ориентировано на работу в промышленности и смежных сферах экономики.

Продолжает воплощаться в жизнь один из самых амбициозных инфраструктурных проектов – программа газификации. Чтобы было понятнее, уточню: «голубое топливо» пришло в область пару десятков лет назад, и тогда задача тотальной газификации региона не ставилась. Серьезная работа в этом направлении ведется лишь несколько лет. В 2013 году будут введены в эксплуатацию очередные газопроводы высокого и низкого давления, газораспределительные станции. Наша задача – к 2016 году обеспечить природным газом до 85% территории. Это позволит не только дать людям «кухонный газ», но и существенно уменьшить тарифы на тепло. Ведь котельные в газифицированных районах также переводятся на этот дешевый и экологически чистый природный ресурс.

– Каково ваше отношение к инфраструктурным проектам, реализуемым с участием государственного и частного капитала на условиях партнерства?

– Государственно-частное партнерство (ГЧП) для нашего региона – не инновация, а обычная, отработанная практика взаимодействия власти и бизнеса. Как самый яркий пример могу отметить выделение государственных бюджетных инвестиций на развитие аэропортового комплекса «Храброво», который находится в частном владении. Вместе с тем ввиду отсутствия федерального законодательства о ГЧП существуют проблемы с четким определением понятий, форм, объектов подобного партнерства. Однако проект такого закона уже разработан и проходит согласования в федеральных структурах.

Кластерная политика

– Как правительство области относится к проектам комплексного развития территорий?

– Развитие территорий – это необходимое условие не только для улучшения социальной сферы, но и для повышения промышленного потенциала нашего края. В соответствии с Концепцией развития промышленности до 2015 года, один из инструментов развития промышленности – формирование специализированных кластеров.

Пример – планируемые и уже утвержденные проекты крупнейшего российского автоконцерна «Автотор», предприятия которого базируются в Калининградской области. Компания при содействии региональных властей формирует кластер полнопрофильных автомобильных производств. Будут возведены 21 завод и экопоселок для персонала, вследствие чего потребуются значительная модернизация транспортного комплекса и масштабное строительство объектов инфраструктуры.

Создание Балтийской АЭС в Неманском районе повлечет за собой развитие окружающих территорий. Это непосредственно затрагивает расположенный неподалеку город Неман, где появится современный жилой микрорайон для персонала станции, а также будет значительно модернизирована коммунальная инфраструктура.

– Готовы ли вы к реализации подобных проектов с точки зрения наличия адекватного законодательства?

– Да, готовы. В концепции развития региональной промышленности определены приоритеты, описаны инструменты и механизмы реализации проектов, в частности обозначен кластерный подход к размещению предприятий, принята позиция о создании промышленных зон с полной инженерной инфраструктурой. В настоящее время концепция корректируется с продлением срока ее реализации до 2020 года.

– Каков ваш прогноз относительно роста количества проектов комплексного развития территорий в среднесрочной перспективе?

– Спрос на земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства не спадает. Конечно, он гораздо ниже, чем на участки для индивидуального строительства, но это объяснимо. Ведь за реализацию проекта комплексного развития территории под жилищное строительство возьмется не каждый инвестор, так как объем вложений в подобный проект достаточно серьезен.

Останавливать формирование земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства и оказание поддержки при осуществлении таких проектов мы не собираемся. В 2011 году продлена целевая программа «Жилище», где среди тактических задач значатся комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья эконом-класса, включая малоэтажное, в том числе реализация инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В соответствии с программой, мы планируем к реализации 27 проектов до 2015 года.

– Калининградская область активно развивает свой туристический потенциал. Довольны ли вы темпами развития этого сегмента экономики?

– Интерес туристов к нашему региону традиционно высок. Ведь несмотря на проблему транспортной доступности, к нам едут как россияне, так и гости из стран ЕС. Динамика увеличения туристического потока – около 7% в год, однако она будет идти вверх.

На это направлены мероприятия Концепции развития туризма, в числе которых создание инвестиционных площадок под строительство регионального тематического парка семейного отдыха на побережье Балтийского моря – якорного туристического проекта, а также под возведение комплекса объектов в рамках игорной зоны. Кроме того, мы намерены воссоздать исторический центр Калининграда, развивать культурно-познавательный туризм, что предусматривает восстановление, реконструкцию и переоснащение уникальных замковых и фортификационных сооружений. Ну и, конечно, рекреационный и водный туризм.

Для нормального развития туристической отрасли в Калининградской области предстоит реконструировать транспортную и дорожную инфраструктуру, пограничные пункты пропуска, внедрить новые стандарты качества обслуживания гостей, построить новые отели различной «звездности» – на любой вкус и кошелек.

На все это у нас не так много времени. В 2018 году Калининградская область примет игры чемпионата мира по футболу. Это не только серьезный стимул для развития, но и большая ответственность. Мало привлечь туристов – нужно обеспечить им достойные условия для отдыха, сделать так, чтобы пребывание у нас оставило незабываемые впечатления.

Повышение туристической привлекательности повлечет за собой развитие промышленности, сельского хозяйства, обеспечивающих туристические предприятия товарами и услугами. А это уже комплексный экономический и социальный эффект, создание большого количества новых рабочих мест. Планируется увеличить к 2020 году число приезжающих в Калининградскую область соотечественников и иностранцев с 500 тыс. до 4 млн человек в год. При успешной реализации всех перечисленных задач и проектов этот горизонт нам вполне по силам.

Санкт-Петербург