Пересмотр зарубежных интересов

13 мая 2013, 00:00
  Северо-Запад

Бизнес не ожидает заметного увеличения экспорта в 2013 году, так как законы и инфраструктура страны пока не готовы для полноценной работы по правилам ВТО

Дмитрий Рачин

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), считают эксперты, не увеличит товарооборот СЗФО с зарубежными странами в этом году. Результаты рейтинга крупнейших экспортеров демонстрируют, что в 2012-м членство в этой организации не смогло компенсировать падение российского экспорта, связанное с кризисом в государствах еврозоны.

Чтобы полноценно пользоваться преимуществами ВТО, необходимо привести регламенты и стандарты в соответствие с правилами этой организации, что займет много времени. Кроме того, не разработаны механизмы защиты интересов отечественных отраслей в рамках разрешения споров в ВТО. Поэтому российские компании выходят на те зарубежные рынки, правила игры на которых понимают.

Кроме того, нынешняя экономическая политика не способствует уверенному повышению конкурентоспособности российских товаров. Отсутствие необходимой инфраструктуры для доставки продукции в другие страны, высокая стоимость перевозок и оформления грузов повышают себестоимость экспорта. А нехватка инвестиций в модернизацию имеющихся мощностей не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. В результате зачастую оказывается выгоднее работать на внутреннем рынке или в странах бывшего СССР. С одной стороны, эти рынки далеки от насыщения, с другой – там проще получить все необходимые разрешения и стандарты.

Законы для ВТО

Руководитель проектов отдела финансового консультирования филиала консалтинговой группы «НЭО Центр» в Санкт-Петербурге Дмитрий Рачин:

– Безусловно, присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) приведет к росту товарооборота со странами Европы. Новые рынки сбыта как раз могут стать основой для ощутимого экономического роста государств еврозоны. Поэтому сегодня становятся актуальными разработка и принятие технических регламентов на отдельные виды экспортно-импортных товаров в рамках Таможенного союза. Однако работа по адаптации российского законодательства к требованиям ВТО продолжится еще не один год.

Наиболее подверженные влиянию отрасли СЗФО – металлургия (снятие ограничительных барьеров на экспорт – наиболее благоприятное отраслевое воздействие ВТО), торговля в целом (позитивно для конечного потребителя) и сельское хозяйство (несмотря на субсидирование, ожидается падение рентабельности).

Тем не менее все наши экспортно ориентированные отрасли должны так или иначе выиграть от вступления страны в ВТО. Например, уменьшение ввозных квот и ценовой дискриминации в металлургической отрасли, предприятия которой есть и в СЗФО, привели к повышению ее конкурентоспособности на рынках стран-потребителей.

Не теряя привлекательности

Руководитель группы торговой политики дивизиона «Северсталь Российская сталь», председатель комиссии по торговой политике НП «Русская Сталь» Андрей Шиханович:

Андрей Шиханович 033_expertsz_19_2.jpg
Андрей Шиханович

– Ключевые преимущества российской металлургии на экспортных рынках – низкая себестоимость продукции и превосходство по качеству перед азиатскими производителями – постепенно нивелируются. Кроме того, против отечественной металлопродукции пока продолжают действовать торговые ограничения на рынках США, Мексики и некоторых других стран, введенные еще в конце 1990-х годов и регулярно пролонгируемые каждые пять лет, несмотря на отсутствие объективных причин для этого.

С другой стороны, присоединение России к ВТО привело к отмене ограничений (квот) на экспорт стального проката в Европейский союз. Впрочем, эти изменения повышают вероятность инициирования в ЕС антидемпинговых расследований в отношении российского экспорта.

Однако, на наш взгляд, в 2013 году экспортные рынки останутся привлекательными. Основными торговыми партнерами по-прежнему будут Европа, страны Балтии и СНГ ввиду их логистической близости и развитой клиентской базы. Цены на экспортную продукцию могут в некоторой степени снижаться, в связи с тем что в этих регионах сильно влияние экономического кризиса.

Без изменений

Председатель совета директоров ОАО «Сясьский ЦБК» Александр Утевский:

Александр Утевский 033_expertsz_19_3.jpg
Александр Утевский

– С нашей точки зрения, вступление России во Всемирную торговую организацию не повлияет на экспорт продукции целлюлозно-бумажной промышленности в этом году. Цены на целлюлозу сохранят волатильность, как это наблюдалось в последнее время. Не изменится и стоимость готовой продукции, поскольку она неконкурентоспособна на внешних рынках.

Такое положение российской целлюлозно-бумажной промышленности на мировых рынках связано с двумя факторами. Во-первых, высокие тарифы на железнодорожные перевозки повышают себестоимость экспорта, в результате у предприятий меньше возможностей для снижения цен на собственную продукцию. Во-вторых, многие производственные мощности целлюлозно-бумажных комбинатов в последние несколько десятилетий не модернизировались. В итоге отечественная целлюлоза практически не идет на экспорт, а доля готовой продукции на внешних рынках очень мала. И в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится.

Выгоды союза

Региональный менеджер по экспорту компании «Оркла Брэндс Россия» Татьяна Вахрушева:

– Кондитерской отрасли страны присоединение России к ВТО принесет больше выгод, чем потерь. Наша индустрия достаточно импортозависимая – мы завозим много сырьевых компонентов, которые должны подешеветь после окончательного урегулирования новых правил.

Некоторые кондитерские компании опасаются массового притока новых европейских брендов и, как следствие, возрастания конкуренции. Но основные игроки мирового рынка уже давно имеют производственные мощности в России, поэтому передела рынка мы не прогнозируем. Конкуренция, конечно, может возрасти, но формула победы в конкурентной борьбе проста: модернизация, инновации и повышение производительности труда.

В то же время большую выгоду отрасли принесло создание Таможенного союза – в том числе снятие административных барьеров при поставках продукции на интересные для нашей компании рынки – в Белоруссию и Казахстан, который является для нас одним из крупнейших экспортных рынков. Поэтому мы намерены активно наращивать свое присутствие в этом регионе.

Сокращая разрыв

Генеральный директор группы компаний «Герофарм» Петр Родионов:

Петр Родионов 034_expertsz_19.jpg
Петр Родионов

– Российская фармацевтическая индустрия, по сути, новая – создается сейчас практически с нуля. Формируя современную инфраструктуру, инвестируя в научные разработки, мы сокращаем технологический разрыв с развитыми странами, а расширение экспорта только планируем. При этом помимо зарубежных рынков нам необходимо завоевать и российский, так как для экспортной экспансии нужно хорошо закрепиться на домашнем рынке.

В настоящее время «Герофарм» осуществляет экспортные поставки преимущественно в страны СНГ: эти рынки традиционно близки России, не зарегулированы избыточно, на них можно достаточно быстро войти в силу исторических и культурных предпосылок. Хотя постепенно выход и на эти рынки становится сложнее, в частности это касается Украины, которая вступила в PIC/S. Поэтому прохождение GMP-аудитов – важная часть стратегии нашей компании. В 2013-м мы открываем фармацевтический завод в Подмосковье и до конца года планируем пройти три аудита – Казахстана, Румынии и Украины. В планах – выход на рынки Европы и США, но мы должны быть внутренне готовы к этому шагу, нужны финансовые ресурсы. В первую очередь будем осуществлять экспорт в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.