Реформа районного масштаба

13 мая 2013, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Коллаж: Юлия Алимова

Перестановка глав районных администраций стала едва ли не главной темой, которую на многочисленных майских праздниках обсуждали и горожане, и бизнесмены. Все с пониманием восприняли увольнение тех районных чиновников, которые достигли пенсионного возраста. А вот чем обусловлено губернаторское решение совершить горизонтальную перестановку руководителей некоторых районов, для многих пока осталось загадкой.

Между тем линейные перемещения руководителей – весьма распространенный управленческий подход в армейских и других структурах, где служат люди в погонах. Практика, когда офицер всегда готов, выполнив поставленную задачу, переместиться из гарнизона в гарнизон, позволяет быть в определенном тонусе и не держаться за место, пытаясь «пустить корни». Так что не самое плохое армейское менеджерское решение, похоже, применяется в сфере управления мегаполисом. Известно, что очень многим высшим чиновникам из команды Георгия Полтавченко (включая и его самого) довелось послужить в разных структурах, прежде чем карьера привела их в Смольный. Зачастую именно в том, что им раньше пришлось носить погоны, упрекали нынешних сити-менеджеров. Однако, как показывает практика, зачастую конверсионные продукты очень хорошо востребованы на «гражданке».

Если районный чиновник неплохо справляется на своем посту, решая проблемы одного района, это еще не повод держать его в этом районе всю оставшуюся чиновничью жизнь. С одной стороны, у мигрирующего управленца исключается возможность на одном месте «обрасти связями», которые могут спровоцировать коррупцию, а с другой – на новой территории у него формируется свежий взгляд на решение прежних проблем.

Однако в этом случае остро встает проблема оценки деятельности государственных служащих высшего управленческого звена. Четкого представления о том, как должны работать чиновники, чтобы их службу можно было назвать результативной, увы, нет. А учитывая, какая официальная зарплата нынче положена смольнинским специалистам, с них вроде и неловко по-серьезному спросить за работу, которая так оплачивается. Таким образом, перед городской властью стоит задача не только разработать критерии оценки своей собственной работы (в этом ей, кстати, готовы помочь специалисты петербургских вузов, обучающих менеджменту), но и донести до широкой аудитории эти критерии, чтобы они были наглядны и понятны. А уж после этого нужно решить вопрос о повышении зарплаты сити-менеджерам до адекватного их профессионализму уровня, поскольку все негоже, если труд госуправленца, отвечающего, допустим, за район, сопоставимый и по размеру, и по численности с некоторыми российскими городами, оценивается так же, как работа среднего клерка в частном банке. Зарплата – это ведь не только оценка компетентности специалиста, но и мера его ответственности.