Комплексный подход

27 мая 2013, 00:00
  Северо-Запад

Антон Финогенов, генеральный директор института территориального планирования «Урбаника»:

Антон Финогенов

– В Петербурге, как и в прочих городах России, политика развития городской среды подменена политикой благоустройства территории. Например, городские набережные реконструируются только в логике создания автомобильных магистралей высокой пропускной способности, при этом набережные не используются в качестве публичных пространств с развитым набором коммерческих сервисов, что уже давно применяется в мире, в том числе в северных странах. Еще пример: важным элементом успешности общественного пространства является его открытость для новых участников – малого бизнеса, городских сообществ, которые могут привнести позитивную событийность, новые идеи и сервисы. Поэтому общественное пространство важно проектировать не только как материальный объект, но и как постоянно развивающуюся организационную форму. У нас, к сожалению, не только организационное проектирование находится вне фокуса деятельности власти, но даже материальное проектирование часто отличается применением устаревших архитектурно-планировочных решений и некачественных строительных технологий.

Еще один важный аспект качества среды – эффективность уборки городских территорий. К сожалению, как минимум в период с октября по апрель большинство потенциальных общественных пространств Петербурга категорически неудобны для пешеходов. Это не только социальная, но и экономическая проблема, так как сервисный бизнес недополучает доход, город непривлекателен для туристов и создается еще один стимул пересесть на автомобиль.

Поэтому реконструкция и благоустройство в Петербурге ведется, однако медленно даже в сравнении со многими не столь богатыми региональным столицами, например Чебоксарами, Белгородом. Кроме того, средовые, а значит, и социально-экономические эффекты от городских инвестиций в благоустройство недостаточны.