Партнеры по хозяйству

Экономическое развитие СЗФО
Москва, 17.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №24 (621)
Будущее российского государственно-частного партнерства (ГЧП) эксперты сегодня все чаще связывают с социальной и жилищно-коммунальной сферами и локальными дорожными проектами

Очевидно, что власти выгодно привлечь частные инвестиции в те области, которые «съедают» большую часть расходных статей бюджета. В рамках ГЧП безболезненно для региональной казны можно строить школы, детские сады и стадионы, модернизировать теплосети, решать проблемы, связанные с водоснабжением. Частные инвесторы могут выполнять заказы по подаче питьевой воды в городские водопроводные сети, оказывать услуги очистке сточных вод и по управлению отоплением и снабжением горячей водой многоквартирных домов.

Социальный статус

В настоящее время самым распространенным остается вид ГЧП, когда инвестор строит объект, эксплуатирует его, а затем, возместив затраты, передает его властям. Однако более привлекателен для частного инвестора в социальной сфере другой вариант, при котором новое имущество остается в частной собственности. Если необходимость в той или иной услуге отпадает – в новой школе случается недобор учеников, детский сад из-за демографического спада перестает быть востребованным – соглашение о ГЧП можно временно приостановить. В этот период частный партнер получает право использовать объект по своему усмотрению, например, сдавать помещения в аренду.

Если социальные и жилищно-коммунальные проекты станут привлекательными для бизнеса, можно будет говорить о том, что российское государственно-частное партнерство меняет свой масштаб. В нашей стране его история началась с крупных и в большинстве случаев инфраструктурных проектов.

Речь идет о строительстве нового терминала аэропорта Пулково и общей реконструкции аэровокзального комплекса (объем инвестиций свыше 1 млрд долларов), Западного скоростного диаметра в Петербурге (213 млрд руб.) и трассы Москва – Петербург (стоимость исчисляется десятками миллиардов рублей). Эксперты полагают, что из-за финансовых проблем Евросоюза и все более вероятного второго витка экономического кризиса ставка сегодня будет сделана не на многомиллиардные проекты ГЧП, а средние по своим масштабам и стоимости. Как раз те, что имеют отношение к социальной и жилищно-коммунальной сфере.

Главный вопрос – насколько быстро и грамотно государство, как на федеральном, так и на региональном уровне, создаст и узаконит четкие и прозрачные правила игры для частных партнеров, решит вопросы окупаемости и рентабельности, а главное – просто научится привлекать в такие проекты частные деньги. Сегодня применить ГЧП-формат реально лишь при строительстве новых жилых микрорайонов, где девелопер вынужден создавать социальную инфраструктуру.

Пока подобных проектов в России немного. Первая школа, построенная в рамках государственно-частного партнерства, открылась в Петербурге в новом жилом микрорайоне Славянка в 2011 году. Согласно договору, инвестор должен был не просто построить объект, но и эксплуатировать его. Город обязался выкупить постройки у инвестора в рассрочку на 12 лет и компенсировать расходы на техническое содержание.

Чиновники говорили, что именно необходимость дальнейшей эксплуатации гарантирует, что школу или детский сад построят качественно. В отличие от госкзаказа, инвестору тут невыгодно экономить на материалах и торопиться со строительством в ущерб качеству. Несмотря на то, что строительство общеобразовательных объектов в рамках ГЧП обходится дороже, партнер экономит именно на содержании. Эксплуатация школы в Славянке, где использованы энергосберегающие технологии, на 40% дешевле, чем школы обычной.

К сожалению, показательной с точки зрения реализации ГЧП-проектов в социальной сфере история со Славянкой не стала. Представители компании-инвестора не раз сетовали на то, что город исполняет взятые на себя обязательства с задержками.

Проекты и прожекты

В начале 2013 года «Центр развития государственно-частного партнерства» проанализировал подготовленность российских регионов к реализации проектов в этом формате и подготовил рейтинг, признав бесспорным лидером Санкт-Петербург. Составители учли инвестиционную привлекательность региона, наличие соответствующей законодательной базы и отдельных госструктур, сопровождающих проекты, а также опыт в их реализации. Именно последний критерий, по всей видимости, позволил Северной столице занять первую строчку пьедестала.

Петербург называют флагманом ГЧП-формата в России. В 2006 здесь был принят первый региональный закон о государственно-частном партнерстве. Первые партнерские проекты бизнеса и власти тоже стартовали именно на берегах Невы: новый терминал Пулково, проект реконструкции Северной водопроводной станции «Невская вода», Западный скоростной диаметр.

Бывший председатель петербургского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов, в свое время – один из главных идеологов партнерства бизнеса и власти, сегодня вопрос о будущем этого формата в Петербурге комментирует осторожно. Ныне вице-президент «Газпромбанка» Алексей Чичканов предполагает, что городские власти взяли тайм-аут, чтобы определить дальнейшие пути развития государственно-частного партнерства и те области, где оно наиболее применимо. При этом он признается, что регионы догоняют Северную столицу, и в ряде случаев уже более интересны инвесторам.

Следующими в региональном рейтинге за Петербургом идут Республика Татарстан, Воронежская, Ярославская и Тульская области. Они проделали большую организационную работу и сегодня открыты для инвесторов. Все активнее это направление развивают Москва и сосед Петербурга – Ленинградская область. Этот регион после смены руководства весной 2012 года активно укрепляет собственную инвестиционную привлекательность и работает над новыми проектами. Нынешний губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, решая проблему нехватки инфраструктуры в условиях набравшего рекордные темпы жилищного строительства, предложил застройщикам ГЧП-схему «Детские сады в обмен на налоги». Чиновники готовы выкупать образовательные объекты, возведенные застройщиками, направляя на эти цели часть уплаченных ими налогов.

Комментируя возможный переезд администрации Ленобласти из Петербурга в Гатчину, губернатор Дрозденко тоже упомянул о ГЧП. Если областная власть все же решит сменить адрес и создать административный центр в Гатчине, создавать столицу Ленобласти скорее всего станут с помощью механизма ГЧП.

Смена губернатора Северной столицы осенью 2011 года дала эффект, противоположный тому, что можно наблюдать в области. Новый градоначальник Георгий Полтавченко отменил ряд инициированных при прежней администрации ГЧП-проектов. В немилость попали строительство «Дворца искусств» на Васильевском острове и Орловского тоннеля. О запуске же новых ГЧП-проектов пока ничего не слышно.

Тем не менее сегодня в городе-флагмане государственно-частного партнерства успешно реализуется проект аэропорта Пулково. Консорциум ООО «Воздушные ворота Северной столицы» в составе «ВТБ Капитал», Fraport AG и Capelouzos должен завершить строительство нового терминала аэровокзала до конца 2013 года.

Эксплуатировать терминалы Пулково консорциум будет до 2039-го, после чего их планируется передать городу. Еще один проект, которому удалось «выжить» после смены руководства Петербурга – Западный скоростной диаметр. Южный участок магистрали построен и эксплуатируется с 2012 года, Северный планируется сдать в июле 2013-го. Строительство самого сложного Центрального участка ЗСД стартовало в начале нынешнего года. Как и в случае с Пулково, за Центральный участок трассы отвечает международный консорциум – «Магистраль Северной столицы», куда входят «ВТБ Капитал», «Газпромбанк», итальянская компания Astaldi и турецкая Iсtas Insaat, выступающие подрядчиками строительства, а также еще один представитель Турции – Mega Yapi Insaat, технический консультант подрядчиков. Соглашение о строительстве и эксплуатации участка будет действовать в течение 30 лет.

Законные основания

Большинство экспертов говорят, что ГЧП в России останется механизмом для отдельных проектов до тех пор, пока не появится соответствующий федеральный закон. Пока в России не создана единая законодательная база, широкое распространение государственно-частного партнерства невозможно.

Стоит отметить, что собственные законы о партнерстве бизнеса и власти сегодня приняли около 60 российских регионов, но их наличие – вовсе не показатель развития этого формата как такового, большая их часть декларативна и почти не применима на практике из-за нестыковки с другими нормативными актами.

В России размыто и само определение ГЧП, и его возможные формы.

Государственно-частным партнерством в нашей стране сегодня считают любое взаимодействие частного инвестора и власти. Причем речь идет не только о классической схеме, когда инвестор строит и эксплуатирует здание или новую трассу, к ГЧП сегодня причисляют даже особые экономические зоны. Желая хоть как-то конкретизировать определение, эксперты предлагают характеристику «партнерство на основании разделения рисков между бизнесменами и чиновниками».

Перенять опыт

За рубежом концессия успешно используется на протяжении нескольких десятилетий. Во Франции подавляющее большинство железных дорог, трамвайных сетей, водопроводов было построено на основе концессии. Один из самых известных примеров – французский виадук Мийо. Этот один из самых высоких на сегодняшний день мостов создан по договору концессии французского правительства с конструкторской компанией Eiffage (в которую, кстати, входят мастерские Густава Эйфеля, построившего Эйфелеву башню), срок действия договора – 78 лет.

Регулярное движение по мосту началось в 2004 году. Концессию за границей научились применять не только для масштабных строек, но для небольших проектов. Так, французская компания Vinci имеет самое большое в мире количество концессий, и в большинстве своем это автомобильные парковки в аэропортах и торговых центрах.

Еще одним из вероятных путей дальнейшего развития ГЧП в России эксперты называют строительство по этой схеме паркингов. Но, как и в социальной сфере, удачных примеров пока немного. Несколько лет назад петербургские власти заявили, что в центре города появятся подземные паркинги. Состоялись предварительные переговоры с немецкой компаний Herrenknecht о поставке проходческого щита за 10 млн евро. Он позволил бы строить в год 5-6 парковок вместимостью 150 машин. Был даже подготовлен предварительный бизнес-план, стоимость строительства одного парковочного места составила порядка 65-70 тыс. евро с учетом отведения 155 мест под социальные парковки. Окупаемость проекта – около 10 лет.

Но в конце мая 2013 года власти отклонили проект строительства около 10 подземных паркингов по 130 мест. От города здесь требовалась подготовка земельного участка и перекладка коммуникаций.

Защитники будущего закона о ГЧП говорят, что принятие закона о концессиях в России было тактической ошибкой: первым следовало писать рамочный общий закон о государственно-частном партнерстве, а уже после на его основе разрабатывать нормы для каждого из видов ГЧП.

В любом случае, закона о правилах  сотрудничества бизнеса и государства сегодня ждут и пессимисты, и оптимисты. И тем, и другим очевидно, что он откроет новую страницу в истории российского государственно-частного партнерства.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№24 (621) 17 июня 2013
Недвижимость
Содержание:
Реклама