Разобраться в деталях

Экономическое развитие СЗФО
Москва, 17.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №24 (621)
Торможение экономики регионов СЗФО продолжается. Чтобы изменить ситуацию, требуется повышение эффективности мер государственной поддержки инвестиционных проектов c учетом отраслевой специфики крупного и среднего бизнеса

Фото: Интерпресс

Экономика Северо-Запада продолжает расти низкими темпами. По данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал по СЗФО за первый квартал 2013-го на 37% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Примечательно, что лидерами падения в январе-марте оказались именно промышленно развитые регионы. Вологодская область продемонстрировала сокращение инвестиций в основной капитал на 75,6%, Ленинградская - на 54,2, Санкт-Петербург - на 5,4%. Из всех субъектов Северо-Запада только Калининградская область показала рост.

В самом западном регионе России объем инвестиций в основной капитал за первый квартал 2013-го вырос на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. "Одним из возможных драйверов увеличения объема инвестиций в Калининградскую область является создание в ближайшем будущем в региональной столице промышленно-производственной особой экономической зоны", - говорит аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. Это притягивает множество крупных инвестиционных проектов.

По данным Росстата за январь-апрель 2013 года, спад объемов инвестирования в основной капитал на Северо-Западе продолжался. В Ленинградской области снижение составило 49,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Санкт-Петербурге - 3,5%. В Калининградской и Вологодской областях пока нет свежих данных, в других регионах также наблюдается снижение. "Сокращение объемов инвестиций происходит на фоне увеличения неопределенности в экономике. Основные макроэкономические показатели с начала года имеют слабую динамику, из чего игроки делают вывод, что сейчас не лучшее время для наращивания капитальных затрат: если замедление экономики продолжится, эти издержки могут стать якорем, который "утопит" компанию", - продолжает Антон Сороко.

Таким образом рост инвестиций на Северо-Западе происходит в основном за счет проектов, которые задумывались до кризиса, но из-за спада деловой активности в 2008 году были заморожены и возобновились, когда ситуация стала улучшаться. На данный момент чрезвычайно мало новых крупных проектов и амбициозных планов, возникших в последние два-три года. Получается, что до сих пор рост инвестиционной активности происходил в основном за счет отложенных решений и идей, которые закончились.

Экспорт не спасает

Очевидно, что теперь бизнес проявляет осторожность. Это связано с торможением экономики в странах Европы и отсутствием роста внутреннего спроса. По словам Антона Сороко, в последние два года экспорт стагнирует, а динамика розничных продаж говорит о том, что внутренний спрос пока не может восполнить сокращение экспорта. В итоге снижаются объемы производства продукции, о чем говорит и статистика. Так, по данным Росстата, за первый квартал 2013 года индекс промышленного производства опустился до 98,5% к аналогичному периоду 2012-го, а годом ранее был 103,3%. Ситуация на Северо-Западе так

и не претерпела существенных изменений. Индекс промышленного производства по Санкт-Петербургу за январь-апрель 2013-го равен 101,4%, по Ленинградской области - 92%, в остальных регионах наблюдается аналогичная картина: нет ни значительного роста, ни существенного падения. Если же посмотреть по отраслевому срезу, то можно найти виды деятельности, которые демонстрируют увеличение выпуска. Так, металлургическое производство показало значительный рост в Санкт-Петербурге - на 120,2%. "Несмотря на признаки замедления экономики, потребление стали в России получает некоторое ускорение благодаря реализации ряда проектов, требующих значительного количества металлопроката, особенно продукции с высокой добавленной стоимостью", - рассказывает начальник управления корпоративной стратегии ОАО "Северсталь" Андрей Лаптев. По его словам, среди позитивных моментов 2013 года можно назвать увеличение спроса на трубы, что связано прежде всего с началом реализации двух крупных проектов - магистральных газопроводов "Южный поток" и Якутия - Хабаровск - Владивосток. Если намеченные планы в данном сегменте будут реализованы, рост потребления труб большого диаметра может достичь 20%. Серьезное падение объемов потребления труб в 2012 году было связано как раз с переносом сроков строительства магистральных трубопроводов. Кроме того, в ближайшие годы в России ожидается ввод ряда мощностей по производству сортового проката, что, по мнению ряда аналитиков, может привести к избытку производства, а также к большему дефициту лома. Однако в связи с ростом отечественного строительного рынка в среднем на 6% в течение ближайших нескольких лет и запуском ряда инфраструктурных проектов, как отмечает Андрей Лаптев, можно не ждать перенасыщения рынка сортового проката.

Региональная власть обладает инструментами стимулирования экономического роста, один из которых – предоставление налоговых льгот 014_expertsz_24_1.jpg Фото: Интерпресс
Региональная власть обладает инструментами стимулирования экономического роста, один из которых – предоставление налоговых льгот
Фото: Интерпресс

В области производства тарного картона, возможно, скоро наступят изменения. По словам директора по продажам и маркетингу Архангельского ЦБК  Алексея Дьяченко, в условиях, когда в России нет роста экономики и покупательской способности населения, нет и роста спроса на картонную упаковку, в том числе на тарный картон. В то же время идет параллельный процесс - появляются новые мощности по производству макулатурного тарного картона. Эти предприятия увеличивают объем выпуска, когда рынок не растет.

Кроме того, сказывается снижение спроса на внешних рынках. "В первую очередь это связано с ухудшением положения в Европе. Снижение спроса на европейском рынке привело к тому, что страны, которые поставляли продукцию в этот регион, были вынуждены искать новые рынки сбыта. На тот момент самым здоровым рынком для целлюлозно-бумажной продукции  оставался Китай. И все страны, которые поставляли продукцию в Европу, стали перенаправлять свои поставки туда. В свою очередь, Китай и сам пострадал от значительного снижения спроса на свою продукцию на европейском рынке. Таким образом, давление на страну значительно возросло. Это привело к затовариванию складов и снижению цен на продукцию", - говорит директор по информации и общественным связям Группы "Илим" Артем Савко.

Что касается других отраслей, то, по мнению Андрея Лаптева, динамика развития машиностроения сохранится на уровне 2012-го - до 3% в год, за исключением автомобилестроения, где ожидается рост до 5-7% в год. Темпы роста строительства в 2013-м замедлятся до 4-6% в связи со снижением инвестиционной активности.

Рост промышленного производства замедляется не только из-за спроса, но и вследствие постоянного роста издержек. "В связи с увеличением затрат на энергетические ресурсы, которые в июне прошлого года подорожали сразу на 15%, что значительно превышает уровень инфляции, выросла стоимость железнодорожных перевозок", - сетует Артем Савко.  Очевидно, что в таких условиях компании будут осторожнее подходить к запуску новых инвестиционных проектов и дольше их обдумывать. С одной стороны, это может повысить эффективность работы бизнеса, с другой - в таких условиях вряд ли стоит ожидать бума инвестиционной активности.

Есть ли выход?

На фоне спада интереса компаний к расширению собственных мощностей или созданию новых производств возникает вопрос о том, что мешает ускорять экономическое развитие. Очевидно, что регионам придется корректировать свои стратегические планы и в очередной раз пересмотреть шаги по переходу на инновационный путь развития: необходимо избежать рецессии. "Санкт-Петербургу в своем развитии проще пойти по направлению к "умной" специализации, то есть к наукоемкому производству. Это связано с тем, что в городе есть все необходимые условия: инфраструктура и человеческий капитал", - делится мнением руководитель проектного направления Фонда ЦСР "Северо-Запад" Наталия Андреева. По ее словам, для остальных регионов СЗФО такой переход может быть сложнее, так как они не обладают столь диверсифицированной экономикой и масштабной инфраструктурой для поддержки инновационных предприятий, в первую очередь сети исследовательских организаций.

Государственные заказы на инновации и создание для них требуемой инфраструктуры вряд ли существенно изменят положение вещей. "Так как повторение нефтяного бума крайне маловероятно, то и момент для легкого формирования бюджетов, направленных на новое развитие регионов, в том числе за счет развертывания инфраструктурных проектов, упущен", - говорит Наталия Андреева. Казалось бы, отсутствие легкодоступных ресурсов для государственного вмешательства повышает роль предпринимателей - потенциальных драйверов роста спроса на инновации. Но и здесь не все гладко. "Снижение инвестиционной активности бизнеса влечет за собой значительные трудности с привлечением частного капитала в проекты любого типа, особенно долгосрочные, которыми зачастую являются строительство инфраструктуры и рисковые инновации", - считает Андреева. Таким образом получается замкнутый круг: непосредственное вмешательство государства слишком дорого, а компании предпочитают не рисковать.

Динамика развития машиностроения сохранится на уровне 2012 -го – до 3% в год, за исключением автомобилестроения, где ожидается рост до 5 7% 016_expertsz_24_1.jpg
Динамика развития машиностроения сохранится на уровне 2012 -го – до 3% в год, за исключением автомобилестроения, где ожидается рост до 5 7%

Поэтому неудивительно, что инвесторов становится все меньше и борьба за них обостряется. Однако это содержит в себе не только недостатки, но и достоинства. "С одной стороны, есть риск привлечения "мусорных" инвестиций и проектов, которые будут способствовать краткосрочному росту, но окажутся помехой в долгосрочной перспективе, заняв наиболее привлекательные площадки и оттянув на себя квалифицированные кадры. С другой стороны, регионы будут вынуждены работать с бизнес-климатом, предпринимать реальные усилия по снижению административных барьеров, выходить на новых партнеров, то есть существенно вкладываться в качество регионального предложения для инвесторов", - заключает Наталия Андреева.

Действительно, в свете усиливающейся конкуренции за инвесторов власти субъектов Северо-Запада начали менять свой подход к инвестиционной политике. "Это связано, в частности, с тем, что, в соответствии со стандартом Агентства стратегических инициатив по повышению инвестиционной привлекательности регионов, всем субъектам федерации необходимо разработать инвестиционную стратегию, направленную на повышение привлекательности своей территории для инвесторов. Налоговые льготы, несомненно, являются частью такой стратегии и серьезным инструментом ее реализации", - рассказывает партнер, руководитель отдела налогового и юридического консультирования Северо-Западного регионального центра KPMG Алиса Мелконян. По ее словам, именно поэтому многие регионы сейчас пересматривают пакеты налоговых льгот, установленные областными законами, стремясь повысить их целесообразность и эффективность.

Это связано с тем, что льготы инвесторам начали терять свою актуальность. Большинство текущих мер государственной поддержки были разработаны до кризиса, после которого не претерпели существенных изменений. В то же время потребности бизнеса в мерах государственной поддержки стали немного другими.

 "В период кризиса снизилось значение льготы по налогу на прибыль, так как у многих инвесторов были накоплены убытки, и они его не платят. На первое место вышла льгота по налогу на имущество. Большой интерес у инвесторов есть к льготе по налогу на землю, при этом, как правило, она им не предоставляется", - говорит руководитель отдела налоговых услуг PwC в Санкт-Петербурге Наталия Щербакова.

Но кардинально что-то изменить в региональной инвестиционной политике чрезвычайно сложно: власти субъектов федерации ограничены в своих возможностях по разработке мер государственной поддержки, в том числе налоговой. По словам Наталии Щербаковой, они могут предоставлять льготы по налогу на прибыль в виде  уменьшения ставки не более чем на 4,5%, а также преференции в виде снижения или полного освобождения от налога на имущество и на транспорт.

В полномочия регионов на данный момент не входят льготы по НДС и социальным взносам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что теперь практически все субъекты СЗФО используют данные им возможности по максимуму: предоставляют льготы по налогу на прибыль, на имущество, а в некоторых регионах организациям, инвестирующим в создание новых и обновление существующих производств, предлагаются льготы и по транспортному налогу.

Больше внимания бизнесу

Здесь важно, чтобы государственная поддержка стимулировала деловую активность компаний в условиях замедления роста экономики. Например, в зависимости от размеров потенциального инвестора эффективность мер господдержки воспринимается по-разному. "Для крупных и средних инвесторов в первую очередь важно получить освобождение от налога на имущество на период окупаемости инвестиционного проекта, а также снижение ставки по налогу на прибыль. Малым инвесторам интересны субсидии, которые регионы предоставляют компаниям на возмещение затрат по уплате процентов, а также лизинговых платежей", - говорит директор отдела налогового и юридического консультирования Северо-Западного регионального центра KPMG Екатерина Бурлянд. В то же время, по словам Наталии Щербаковой, для крупного бизнеса расширение налоговых льгот менее актуально (хотя никто от них не отказывался). Для него гораздо важнее общие условия осуществления инвестиционного процесса: создание инфраструктуры, снижение административных барьеров, упрощение налогового администрирования, изменение подхода к налоговым проверкам. Однако эти вопросы находятся в компетенции федерального регулирования.

Поэтому неудивительно, что компании заинтересованы не только в размере льгот, но и в том, насколько сложны порядок и скорость их получения.

"В большинстве случаев для бизнеса предпочтительнее льготы прямого действия, установленные региональным законом.  Для того чтобы ими воспользоваться, достаточно самостоятельно оценить, как будут выполняться условия их применения, например, сумма инвестиций или вид осуществляемой деятельности, после чего применить данные льготы при подаче налоговых деклараций. Альтернатива - льготы, предоставляемые разрешительным порядком - путем заключения инвестиционного договора с правительством региона по результатам оценки представленного инвестором  пакета документов.

Это воспринимается инвесторами как менее привлекательный способ получения льгот, так как процедура согласования инвестиционного договора является административным барьером. Поэтому те регионы, которые используют разрешительный порядок, стремятся к упрощению процедуры согласования  договоров. Хорошим примером может быть Ленинградская область, которая установила максимальный срок согласования инвестиционных договоров - 35 рабочих дней", - говорит Алиса Мелконян. Понятно, что последний способ предпочтительнее для крупных инвесторов, которых все меньше.

Не всякий бизнес, даже крупный, может позволить себе предлагаемые формы поддержки. "Льготы должны быть адаптированы не только для отраслей, наиболее важных с точки зрения привлечения инвестиций в конкретный регион, - нужно учитывать и масштабы бизнеса в этих сферах деятельности. Например, если развитие инновационных отраслей, в частности ИT, становится приоритетным, то необходимо разрабатывать льготы, релевантные именно для этой отрасли. В данном случае преференции по налогу на имущество, предоставляемые в зависимости от объема осуществленных инвестиций в основные средства, непривлекательны. Необходимо разрабатывать систему льгот по налогу на прибыль в зависимости цци от иных показателей. Пока же существующие льготы устанавливают очень высокий порог инвестиций, дающий право на снижение налоговых выплат. Так, в Санкт-Петербурге он составляет 800 млн рублей, в Ленинградской области - 300 млн. Для стимулирования малого и среднего бизнеса необходимо эту нагрузку снижать", - заключает Алиса Мелконян.

Подводя итог, можно отметить, что региональная власть обладает инструментами стимулирования экономического роста, один из которых - предоставление налоговых льгот. Однако здесь важно не их наличие, а работоспособность. В конце концов, они создаются для того, чтобы компании инвестировали и развивались вместе с экономикой, двигая ее в нужном направлении.

Санкт-Петербург

Объемы инвестиций снизились во всех регионах Северо-Запада, исключение - Калининградская область
Объемы инвестиций в основной капитал го регионам СЗФО за 1 квартал 2013 года, млн рублей
Динамика инвестиций в основной капитал субьектов СЗФО, млн рублей
В региональной структуре инвестиций в основной капитал доля СПб увеличилась, а Вологодской области упала Инвестиции в основной капитал, %
Инвестиции в основой капитал по регионам Северо-Запада демонстрируют снижение в 1 квартале 2013 года
В первом квартале 2013 года объемы производства в СЗФО не растут Индекс промышленного производства за 1 квартал текущего года по отношению к 1 кварталу предыдущего года, %
Оборот розничной торговли по СЗФО за 1 квартал 2013 года вырос

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№24 (621) 17 июня 2013
Недвижимость
Содержание:
Реклама