Ворота в Европу

Экономическое развитие СЗФО
Москва, 17.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №24 (621)
Экономический потенциал Петербурга в значительной степени связан со статусом крупнейшего в России транспортно-транзитного узла.

Фото: архив «Эксперта С-З»

Уже сейчас Санкт-Петербург и прилегающие к нему зоны являются крупнейшим в Европе грузоперевалочным и транзитным транспортным узломерез Петербург проходят несколько международных транспортных коридоров –автомобильных, железнодорожных и мультимодальных. По последнему из них – «Север – Юг», объединяющему автомобильную, железнодорожную и морскую трассы, – грузы перевозятся из Европы через Скандинавию и Россию к Черному и Каспийскому морям, откуда следуют в Иран и далее на восток.

Основное звено транспортного коридора «Запад – Восток» – Транссибирская железнодорожная магистраль, по которой грузы следуют из европейских стран в азиатские. Конечные пункты проходящего через Петербург автомобильного Панъевропейского коридора №9 – Хельсинки и Клайпеда. Ответвления его проходят также через Москву и транспортные узлы Восточной и Южной Европы.

Кроме того, Петербург станет первой на территории России отправной точкой международного автомобильного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», который Россия создает совместно с Казахстаном. Казахстанский его участок планируется построить к концу 2015 года, российский – к 2018 году.

Порт

Главный грузогенерирующий объект Петербургского транспортного узла – «Большой порт Санкт-Петербург» – крупнейший в Северо-Западном регионе. Площадь его акватории – около 628 кв. км, инфраструктура включает около 200 причалов. Перевалкой грузов занимаются около 30 стивидорных компаний.

В 2012 году в «Большом порту Санкт-Петербург» было перевалено 57,8 млн тонн грузов. По объему грузооборота он занимает третье место в России, уступая Новороссийску (общий грузооборот в 2012 году – 117, 4 млн тонн) и Приморску (74,8 млн тонн).

Среди российских портовых сооружений «Санкт-Петербург» находится на первом месте по объему перевалки контейнеров – в 2012 году он обеспечил 49,8% общего контейнерооборота по стране.

Этот порт располагает одним из пяти имеющихся в России специализированных терминалов по перевалке удобрений. Важное конкурентное преимущество «Санкт-Петербурга» – местоположение: он очень удобен для импорта товаров на российский рынок, поскольку расстояние от него до складов и торговых точек (сухопутное транспортное плечо) меньше, чем между другими портами и ближайшими к ним торгово-складскими объектами.

В структуре грузооборота порта наибольшую долю в объеме перевалки (более 30%) составляют контейнеры, вторую (около 25%) – наливные грузы. Лидеры по перевалке контейнеров в порту Санкт-Петербург – ЗАО «Первый контейнерный терминал» (входит в группу «Национальная контейнерная корпорация»), ОАО «Петролеспорт» и ООО «Моби Дик» (группа Global Ports), а также ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (группа «Морской порт Санкт-Петербург»). Перевалку нефтепродуктов в порту обеспечивает ЗАО «Петербургский нефтяной терминал».

Что касается развития «Большого порта Санкт-Петербург» в ближайшей перспективе, то здесь наблюдаются две основные тенденции. Первая состоит в дальнейшем наращивании грузооборота в целом. Согласно стратегии развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, в 2015 году оборот порта составит 76,7 млн тонн, в том числе 36,2 млн – контейнерные грузы. В 2030 году грузооборот должен вырасти до 108 млн тонн, из них 68,6 млн тонн составят контейнеры.

Вторая тенденция развития заключается в увеличении доли контейнерных и рефрижераторных грузов. Это должно произойти за счет импорта, а также на фоне сокращения объемов перевалки нефти и других экспортных «грязных» грузов (угля, минеральных удобрений и прочих). Причиной сокращения перевалки нефти стал ввод в строй новых мощностей по перевалке нефтепродуктов в портах Ленинградской области – Приморске и строящемся порту Усть-Луга. Доля контейнерных грузов должна вырасти за счет улучшения вывоза контейнеров из «Большого порта Санкт-Петербург». Работающие здесь контейнерные операторы «Национальная контейнерная корпорация» и Global Ports имеют в своей структуре так называемые «сухие порты» – сухопутные контейнерные терминалы в Шушарах и Янино, предназначенные для ускорения обработки контейнеров.

Препятствия развитию «Большого порта Санкт-Петербург» и наращиванию грузооборота – это, прежде всего, территориальные и инфраструктурные ограничения. Центральные районы порта плотно окружены промышленной и жилой застройкой. Поэтому транспортная ситуация, как отмечают участники рынка, обостряется перед общегосударственными праздниками. Пропускная способность судоходных каналов также ограничена.

Увеличению объемов грузов не соответствуют ни железнодорожная, ни автодорожная инфраструктура. Это влечет за собой не только издержки, связанные с простаиванием грузов, но и перегруженность улично-дорожной сети Петербурга.

Проблема проявилась еще несколько лет назад, в связи с чем в январе 2009 года была принята Концепция развития перспективных районов (аванпортов) «Большого порта Санкт-Петербург», предполагающая наращивание портовых мощностей за пределами центральных районов порта – в районе железнодорожной станции Бронка, в Кронштадте и Ломоносове.

Наиболее очевидный результат реализации концепции – строительство порта Бронка, ориентированного на контейнерные и накатные грузы. Планируется, что он начнет работать в уже в 2015 году, будет иметь выход на кольцевую автодорогу, и далее – на федеральные трассы. В перспективе грузы станут уходить на железную дорогу, то есть грузовой поток пойдет в обход города.

Железные дороги

Основные грузы железнодорожного транспорта в Петербургском транспортном узле – нефть, уголь, строительные материалы и промышленное сырье. Более половины перевозок, по данным на 2010 год, приходится на экспорт и внутрироссийские перевозки – около 40%.

По результатам анализа, выполненного ООО «Морстройтехнология», прирост грузовой базы перевозок железнодорожным транспортом в Петербургском транспортном узле к 2015 году составит 17% по сравнению с 2010-м, а к 2020 году – 33%. Основа товарной грузовой базы не изменится, а доля экспорта возрастет до 63%.

Расширение портовых мощностей и стоящая за ним угроза транспортного коллапса заставляет ОАО «РЖД» искать меры, чтобы снять остроту проблемы и привести пропускную способность железных дорог в соответствии с потенциалом портов. С этой целью весной 2013-го была одобрена Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года. В качестве одного из ключевых проектов в ней указано развитие подходов к портам Северо-Запада. По словам начальника Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимира Мителенко, инвестиции в его реализацию составят 302,1 млрд рублей в прогнозных ценах.

В частности, уже ведутся работы по расширению пропускной способности главного грузового подхода к Петербургскому узлу: участок Кошта – Бабаево – Волховстрой – Санкт-Петербург. Кроме того, создается железнодорожная инфраструктура на подъездах к порту Усть-Луга.

Наконец, идет строительство новой двухпутной линии для грузового движения Лосево – Каменногорск. Предполагается, что этот проект позволит решить сразу две важные логистические задачи: освоить прогнозируемый грузопоток в порты Ленобласти Приморск и Высоцк, а также освободить параллельную скоростную линию Санкт-Петербург – Бусловская для контейнерных поездов в российско-финском сообщении.

Для оптимизации работы транспортно-логистических комплексов, обслуживающих порт Санкт-Петербурга, ОАО «РЖД» выступает с предложением развивать совместный бизнес с владельцами терминалов, расположенных за чертой города (сухих портов).

Автомобильный транспорт

Грузовая база автомобильного транспорта Петербургского транспортного узла, по данным ООО «Морстройтехнология», – это контейнеры. Через Петербург ввозятся продукты питания, на экспорт отправляется необработанная древесина (83,4% общего объема грузов по данным на 2010 год), черные металлы и изделия из них.

По итогам 2010 года основная доля автомобильных перевозок пришлась на внутрирегиональные (56%). Международные перевозки составили 34%, межрегиональные – около 9%. По прогнозу, основной рост перевозок будет наблюдаться в межрегиональном (до 15% к 2020 году) и международном (до 50%) направлениях. Спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом увеличится к 2015 году на 52% по сравнению с 2010-м, а в 2020 году – на 86%.

С соседними странами Петербург связывают федеральные трассы «Скандинавия» (А181, через Выборг до границы с Финляндией), «Нарва» (А180, до границы с Эстонией), «Кола» (Р21, через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией), Р23 (через Псков до границы с Белоруссией). С российскими регионами Северную столицу соединяют трассы «Россия» (М10, от Москвы через Тверь, Новгород до Петербурга) и «Сортавала» (А121, до Петрозаводска).

Кроме того, строится платная скоростная трасса М11 Москва – Петербург. Это первый российский проект в сфере автодорожной инфраструктуры, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства. Концессионером строительства головного участка трассы – 15-58 км, выступает ОАО «Северо-Западная концессионная компания», образованная французской VINCI и российской «Н-Транс».

Скоростное автомобильное движение в городе обеспечивают действующая кольцевая автодорога (КАД) и южный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) – платной трассы, которая пройдет от развязки КАД на юге города через район «Большого порта Санкт-Петербург» на север до трассы «Скандинавия».

Строительство ЗСД также ведется на основе государственно-частного партнерства. Ожидается, что северный участок дороги откроют в 2013 году, центральный – не раньше 2016-го.

Также планировалось строительство второго транспортного кольца вокруг города – КАД-2. Однако в марте 2013 года городские власти отказались от проекта, несмотря на его очевидную необходимость. Основная проблема – сложности с поиском инвестора, обусловленные отсутствием государственной поддержки.

Авиа

Развитие авиаперевозок с участием Петербургского транспортного узла связано главным образом с пассажирскими перевозками. По операционным показателям аэропорта Пулково, пассажирообмен в течение последних пяти лет постоянно растет. В 2009 году он составлял около 6,4 млн человек, в 2010-м – порядка 8,5 млн, в 2011-м – примерно 9,6 млн, в 2012-м – около 11,1 млн человек. За первые четыре месяца 2013 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года зафиксирован рост 12,1%. Объемы перевозок на международных и внутренних воздушных линиях растут равномерно.

По стратегии развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, в 2015 году объем пассажирских перевозок в аэропорту Пулково достигнет 15-17 млн человек, к 2030-му – 25-30 млн человек.

Ожидания роста приема пассажиров связаны прежде всего с модернизацией аэропорта, которую с 2010 года ведет консорциум ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (входят «ВТБ Капитал», международный авиаоператор Fraport AG и дочерняя компания греческого конгломерата Copelouzos Group) на основе государственно-частного партнерства. Проект включает в себя строительство пассажирского терминала пропускной способностью 17 млн пассажиров в год (его сдача запланирована на конец 2013 года), а также создание сопутствующих инфраструктурных объектов, в том числе транспортных. От Балтийского вокзала к аэропорту планируется пустить аэроэкпресс. Для него к 2014 году построят железнодорожную ветку.

В Пулково с 2002 года действует грузовой терминал, созданный при участии германского концерна GlobeGround Gmbh. Его мощность – 30 тонн грузов в год. В дальнейшем, если будут введены в строй вторая и третья очереди, она вырастет в три с лишним раза, что удовлетворит прогнозируемый спрос. По стратегии развития транспортно-логистического комплекса Петербурга, к 2015 году грузооборот в аэропорту возрастет до 42 тыс. тонн, а к 2030-му – до 115 тыс. тонн грузов.

Доля аванпортов в грузообороте Большого порта Санкт-Петербург, млн тонн
Спрос на грузовые перевозки железнодорожным транспортом по видам сообщения в Петербургском транспортном узле, млн тонн
Спрос на перевозки автомобильным транспортом в Петербургском транспортном узле, млн тонн
Пассажирообмен в аэропорту Пулково, человек

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №24 (621) 17 июня 2013
    Недвижимость
    Содержание:
    Реклама