Бизнес и ВУЗы: к проблеме кадрового голода

Крупные компании – сегодня основные заказчики и потребители нового интеллектуального капитала, однако профессиональная компетенция выпускников часто не соответствует требованиям производства

Фото: Trend
Журнал «Эксперт Северо-Запад» выступил инициатором круглого стола «Промышленный потенциал Санкт-Петербурга. Образование и производство – единый процесс»

Cовременная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области формирует спрос не только на инвестиции для модернизации, но и на высокопрофессиональные кадры в области техники, технологии и управления. Все чаще компании ищут новые пути и формы взаимодействия с ВУЗами, чтобы обеспечить себя качественными специалистами.

Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами: во-первых, бизнес – основной заказчик и потребитель подготовленных кадров, во-вторых – аккумулятор интеллектуального капитала и экономики знания в целом. Журнал «Эксперт Северо-Запад» провел круглый стол в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате. Его участниками стали руководители крупных предприятий Северо-Западного региона и представители ведущих ВУЗов города.

Декан факультета экономики и управления в машиностроении СПбГЭУ (ИНЖЭКОН) Сергей Александров убежден, что на сегодняшний день между предприятиями и высшими учебными заведениями существуют определенные барьеры, приводящие в тупик их взаимоотношения: «Идея сотрудничества заключается в том, чтобы специфика учебных планов ВУЗов отражалась в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов непосредственно в работе на предприятии. Наши зарубежные коллеги из крупных промышленных корпораций ищут потенциальные кадры не только в университетах, но и в старших классах школы. В связи с этим для успешного и взаимовыгодного сотрудничества предприятий и высших учебных заведений необходимо писать образовательные программы вместе, привлекать бизнес-структуры для проведения мастер-классов, тренингов, обучающих семинаров. Как показывает практика, такие мероприятия способны мотивировать студентов и положительно влиять на формирование их интеллектуального капитала».

Представители бизнеса отмечают, что при приеме на работу нанимателям часто приходиться обучать недавних выпускников и адаптировать их к собственным условиям. Проблема очевидна: полученные студентами теоретические знания не всегда соответствуют требованиям производства на предприятиях. По словам начальника отдела обучения и развития ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» Инны Зубаревой, выпускники не знают элементарных вещей, и приходится затрачивать дополнительные усилия для повышения их профессиональной компетенции.

Начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Людмила Колдунова рассказала, что по поручению правительства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты начало разработку профессиональных стандартов. Задача – в модернизации практически всех сложившихся образовательных практик и кадрового планирования. Необходимо стандартизовать рабочие места, реформировать систему профессионального образования, создать систему непрерывного массового повышения квалификации, выработать новые схемы взаимодействия школ, ВУЗов и производств, привлечь около миллиона высококвалифицированных иностранных работников, ввести независимую систему профессиональной сертификации навыков и компетенций работников.

В перспективе высшие учебные заведения должны строить образовательные программы, исходя из новых профессиональных стандартов. Как отметила Людмила Колдунова, Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга еженедельно в полном объеме представляет обновленные базы вакансий для ВУЗов города.

Представители Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича отметили, что федеральные государственные стандарты образования могут не соответствовать всем профессиональным требованиям.

«В нашем университете ряд кафедр возглавляют представители бизнеса и крупные менеджеры. И все чаще нам удается находить способы взаимодействия между предприятиями и университетом. Но все-таки нужно понимать, что всем потребностям бизнеса ни один государственный стандарт никогда не будет соответствовать. Университет не сможет подстроиться под требования каждой компании

и разработать учебный план с учетом всех запросов. Скорее необходимо провести научно-исследовательскую работу и выработать ряд компетенций, которые объективно подойдут и университетским дисциплинам, и отраслям промышленности», – говорит заместитель первого проректора по работе с предприятиями и магистратуре СПбГУТ Элла Томилина.

Схему взаимодействия университетов и компаний предложила директор Центра карьер ВШМ СПбГУ Ирина Яковлева: «Центр карьер Высшей школы менеджмента СПбГУ – структура, ориентированная на комплексную поддержку наших студентов на рынке труда. Цели и задачи центра – установление контактов с ведущими российскими и транснациональными компаниями, содействие выпускникам в трудоустройстве, интеграция теории и практики в образовательном процессе. Компании-партнеры активно участвуют в обучении студентов, реализуют бизнес-проекты, организуют стажировки и профессиональные семинары. Около 25% наших выпускников трудоустраиваются за рубежом».

Что касается иностранных компаний, их роль на российском рынке труда постоянно увеличивается. Так, ЗАО «Филип Моррис Ижора» – это предприятие полного производственного цикла, от первичной обработки табачного сырья до производства и упаковки высококачественных сигарет. «Филип Моррис Ижора» – крупнейшая фабрика «Филип Моррис Интернэшнл» в Восточной Европе и вторая по объемам выпуска продукции среди производственных центров компании в мире. Мощность предприятия достигает 70 млрд сигарет в год. В настоящий момент на фабрике работают более 1500 человек.

Управляющий по работе с персоналом производственных отделов «Филип Моррис Ижора» Ирина Степанова рассказала о возможностях, предоставляемых на фабрике студентам в период производственной практики. «С 2001 года в июле и августе мы приглашаем студентов пройти стажировку. Процесс привлечения начинаем с самого начала учебного года, постоянно участвуем в ярмарках вакансий, приезжаем с руководством компании для проведения мастер-классов. Стоит отметить, что интервью у нас проводят специалисты тех отделов, куда пойдут работать будущие специалисты. Со всей серьезностью и взглядом на будущее. Хочется отметить, что при отборе на стажировку представители гуманитарных профессий могут лучше себя презентовать, нежели студенты технических специальностей. Понимая это, мы выстраиваем модель собеседования индивидуально. Конкурс большой – 800 резюме на 30 позиций. Но зачастую мы не можем найти человека в технический отдел. Много выпускников экономических специальностей, PR, HR. Технических специалистов не хватает».

Начальник отдела трудоустройства Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) Николай Семенов считает: уровень подготовки поступающих в ВУЗ с каждым годом снижается. «Сегодня мы установили порог приема 197 баллов.

А многие берут со 120 баллами. Средняя цифра по нашему университету – 200-217 баллов. И мы все время должны придумывать методы, позволяющие сделать их этих абитуриентов достойных специалистов», – рассказывает он. Николай Семенов убежден, что без создания целостной структуры, в которую в первую очередь включится государство, невозможно добиться правильного решения в подготовке высококвалифицированных кадров. В этом смысле заслуживает внимания городская программа подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности в Санкт-Петербурге, запущенная в 2007 году. В соответствии с ней, 80% расходов предприятий на подготовку и переподготовку кадров компенсируется из городского бюджета.

«У нас свыше 70 предприятий – стратегических партнеров в системе высшего образования. Руководство предприятий и ВУЗа должны обсуждать, что наиболее важно в их сотрудничестве. Во-первых, подготовка кадров, во-вторых, переподготовка и повышение квалификации, в-третьих, взаимодействие в научно-исследовательской сфере. Самое главное – чтобы предприятия не боялись брать студентов. В результате тесного взаимодействия к моменту окончания университета более 70% ребят должны иметь работу».

Кадровая проблема в высокотехнологичных отраслях промышленности значительно шире, чем в системе образования. Она охватывает вопросы не только подготовки, но и сохранения квалифицированного кадрового потенциала.

Заместитель генерального директора по инновациям компании «ЭлТех СПб» Сергей Александров полагает, что кадровый голод особенно ощутим в ресурсодобывающей отрасли, наукоемких производствах, электронике, автомобилестроении: «Если Санкт-Петербург и Москва могут привлечь кадровые ресурсы, в том числе иностранные, то в регионах ситуация совершенно катастрофическая.

В Петербурге сейчас ведется определенная работа в сфере специализированной целевой подготовки на базе минимум трех-четырех ведущих ВУЗов. Это Политехнический университет, ИТМО, СПбГУ и ЛЭТИ. На их базе запущены программы создания отраслевых ресурсных центров, где собрано специализированное оборудование, привлекаются иностранные компетенции, создаются лаборатории, ориентированные на предприятия в регионах и Санкт-Петербурге. И вот эти программы, эти ресурсные центры позволяют готовить таких специалистов, которые умеют решать инженерные вопросы, но целевым образом готовятся под предприятия в России. Наша компания испытывает жесточайший кадровый голод. Нашей стране нужны люди, способные создавать новые технологии, развивать существующую промышленность, создавать те компетенции, которых у нас сейчас нет. Одним из результатов трансфера технологий должно быть их автономное развитие здесь, в России, силами наших ученых. Именно в этом и состоит одна из важных ролей наших научных и образовательных учреждений, а также независимых исследователей.

Сегодня, когда развитию образования уделяется повышенное внимание, необходимо создавать на базе российских ВУЗов центры развития технологий и компетенций, необходимых российской инновационной промышленности. Эта прикладная задача также должна решаться с участием академических ученых с опорой на фундаментальные исследования. Это, безусловно, тяжелый и долгий труд, но без этого невозможно развитие России».

Насколько двухступенчатая система высшего образования сможет удовлетворить потребности предприятий высокотехнологичного производства, пока неясно. Декан инженерно-физического факультета НИУ ИТМО Геннадий Лукьянов акцентировал внимание на тенденции, следствием которой может стать сохранение классического инженерного образования продолжительностью пять лет.

Высокотехнологичные предприятия готовы к взаимодействию с магистрами, но с некоторой опаской, и совсем не готовы рассматривать в качестве потенциальных работников бакалавров. Опыта привлечения к работе выпускников этой категории на настоящий момент нет. Поэтому некоторые направления подготовки в университетах сохранили систему специалистов.

«Сегодня много говорилось о связях ВУЗа с работодателем. Когда студент проходит практику на предприятии, он по-новому воспринимает свою специальность, лучше начинает учиться. Мы должны создавать базовые кафедры с помощью предприятий. Например, в НИУ ИТМО основная задача базовой кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов оптотехников-конструкторов, расчетчиков, адаптированных к современным проблемам оптического приборостроения. Кафедра придает первостепенное значение сочетанию фундаментального университетского образования и специализации по разрабатываемой ОАО «ЛОМО» проблематике, микроскопия, медицинские приборы, техника ночного видения, лазерная техника», – рассказал Геннадий Лукьянов.

Декан института энергетики и транспортных систем Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Николай Забелин обратил внимание на то, что прогнозирование потребностей высшей школы и бизнеса позволит найти точки пересечения. Также он напомнил, что 1 сентября вступит в силу новая редакция законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

«Я думаю, после вступления в силу закона у ВУЗов появится перспектива сокращения специальностей и как следствие – укрупнение отраслей подготовки. Это общий процесс, он уже идет. Начнется «схлопывание» институтов, станут исчезать специальности и специализации. В процессе этого слияния важно не упустить наиболее важные стратегические направления, ведь мы все время находимся в перестроечной ситуации».

Начальник отдела профессионального образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Светлана Лабадина рассказала, что цель государственного образовательного заказа правительства Ленинградской области – подготовка на бюджетной основе в пределах государственных образовательных программ высшего профессионального образования квалифицированных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы области. Приоритет будет отдаваться наиболее востребованным на рынке труда профессиям. Цель программы – закрепление этих специальностей на предприятиях региона.

«Все предприятия на территории того или иного района взаимодействуют с муниципальной властью, участвуют в формировании государственного заказа. Все дополнительные образовательные программы, реализуемые в различных учебных заведениях Ленинградской области, должны учитывать нужды расположенных здесь предприятий. Благодаря этому мы обеспечиваем 87% работодателей нашими выпускниками», – говорит Светлана Лабадина.

Таким образом, один из стратегических векторов развития социально-экономической системы страны – рост инновационного потенциала высшей школы. На этой базе планируется расширение производства и распространение научно-технических достижений. Следствием этого станет структурная перестройка экономики, заметное повышение доли наукоемких, инновационно-ориентированных предприятий, потребность в разработке экономико-организационного механизма, обеспечивающего приращение и эффективное использование инноваций.

Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования, что поспособствует успешному развитию города.

Санкт-Петербург