Клиент становится расчетливее

Приобретение коммерческого транспорта по-прежнему осуществляется в основном с помощью лизинговых программ

В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5% (а без учета ВЭБ-лизинга даже сократился на 5%), составив 1,32 трлн рублей. Годом ранее, в 2011-м, рынок вырос почти на 80%.

По данным аналитиков «Эксперт РА», остановка обусловлена резким снижением активности в сегменте железнодорожной техники (14%), много лет игравшем роль драйвера. Причины: наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и прошлогоднее сокращение объема железнодорожных перевозок.

Негативно на динамике лизингового рынка отразился и рост ставок по кредитам в сочетании с сохраняющимися опасениями дальнейших негативных тенденций в экономике.

В 2013 году укрепилась одна, и не самая обнадеживающая, тенденция – падения спроса на коммерческий транспорт. Многообещающее восстановление рынка последних лет (в 2012-м было реализовано 360 тыс. грузовых автомобилей – на 9,5% больше, чем в 2011-м, а в 2011-м году рынок вырос на 51,3%) сменилось спадом – по итогам пяти месяцев 2013 года продажи сократились примерно на 15%. Факторов здесь несколько, основной – общая экономическая неопределенность перспективы спроса на продукцию и грузоперевозки и, соответственно, прибылей компаний. Поэтому многие предпочитают реже обновлять имеющийся парк, выжимая максимум из того, что имеется.

«Чтобы заинтересовать клиента, финансовые компании, банки, дилеры и автопроизводители расширили инструменты финансирования покупки. Количество программ, позволяющих выгодно приобрести технику, явно увеличилось. Они призваны стимулировать спрос: программы финансирования, такие как лизинг и кредит, приобретают новые условия вследствие договоренности производителей, дилеров, лизинговых компаний и банков», – говорит вице-президент по развитию бизнеса компании «Европлан» Александр Михайлов. Он приводит статистику своего предприятия: «В 2011 году объем сделок лизинга с грузовым транспортом вырос почти в два раза, с 6,2 млрд рублей в 2010-м до 12 млрд. В 2012-м этот показатель увеличился до 18,4 млрд рублей – мы передали в лизинг тысячам российских компаний и предпринимателей почти 20 тыс. коммерческих машин, заняли первое место в России по объему сделок с грузовым транспортом и вошли в десятку крупнейших лизингодателей коммерческого транспорта Европы по ранжированию Leaseurope». На СЗФО пришлось около 10% общего объема сделок «Европлана» по России. По типам грузовых автомобилей в лизинге лидируют грузовые фургоны, самосвалы и тягачи.

В целом можно отметить, что покупатели грузовых автомобилей стали тщательнее рассчитывать экономическую эффективность перевозок грузов и чаще отказываться от прямой покупки техники, что сопряжено с изъятием денег из оборота в пользу лизинга. Использование лизинга в приобретении новых грузовых машин выглядит сейчас довольно привлекательно.

Если клиент может внести большую часть стоимости грузовика, крупнейшие компании готовы предоставить нулевое удорожание, то есть беспроцентное пользование заемными средствами (это возможно, когда конкретный производитель или поставщик предмета лизинга дает скидку при покупке этого объекта в размере, равном удорожанию объекта при его покупке по полной стоимости в данной лизинговой компании). Возможно внесение минимального аванса: на некоторые марки он составляет 10-15% при наличии партнерских программ с представительствами и производителями. «Европлан», к примеру, предлагает своим лизингополучателям сезонные графики со значительным уменьшением лизинговых платежей в зимние периоды (январь-февраль), что очень выгодно строительным компаниям.

«Отдельный вопрос, на который мы хотим получить ответ от государства, – что будет с утилизационным сбором и жалобой на него, поданной европейскими производителями коммерческого транспорта в ВТО», – указывает Александр Михайлов.

Для крупнейших лизингодателей стоимость заемных средств (фондирования) не возросла, а упала. «Ложный посыл о росте стоимости фондирования лизинговых компаний, вследствие которого якобы вырастают процентные ставки по лизингу – скорее всего лишь пропагандируемый банками тезис. Возможно, рост стоимости фондирования имеет отношение к небольшим лизингодателям грузового транспорта – для них стоимость привлеченных средств достаточно высока из-за отсутствия отчетности по стандартам МСФО, прозрачности, капитала и длинной кредитной истории», – рассуждает Александр Михайлов. Помимо прочего, лизингодатели более оперативно и менее требовательно, чем банки, рассматривают пакет документов потенциального лизингополучателя. Как ни странно, лизингодатели в ответах на запросы «Эксперта Северо-Запад» констатировали низкий уровень просроченной задолженности: «После кризиса 2009 года мы наблюдаем высочайшую долговую культуру лизингополучателей по выплатам за пользование предметами лизинга.

В «Европлане» показатель дебиторской задолженности, просроченной более чем на 90 дней, NPL (non-performing loans) весь последний год стабильный и находится в пределах 0,1%», – говорит Михайлов.

Лизинговые программы по экономическому смыслу и параметрам практически не зависят от класса грузоподъемности транспорта. А вот акценты клиентов сместились в сторону более дешевых марок китайских производителей, особенно в сегментах средне и крупнотоннажного транспорта. Прирост ввоза в Россию, грузовиков, например, марки Shacman (Shaanxi), вырос почти втрое, до рекордных 9,7 тыс. машин. Это марка обогнала в 2012 году «большую семерку» европейских производителей. По данным импортеров, официальным путем завезен лишь 21% этого количества (остальное – с использованием схем «серого» импорта). Эксперты подчеркивают, что такое количество Shaanxi завозилось впрок перед введением экологических норм Euro 4. Значительно выросли объемы продаж и марок CNHTC, Foton, FAW, продолжает Александр Михайлов.

Поменялся и имидж машин «made in China»: китайские производители извлекли уроки, качество техники значительно улучшилось, сделан акцент на послепродажном обслуживании, стали открываться новые сервисные центры по всей России.

Среди машин «большой европейской семерки» первое место по продажам занимает MAN (по официальным данным, фирма продала в 2012 году 7925 машин против 7629 в 2011-м). Активизировался DAF – по сравнению с 2010 годом объемы продаж возросли в восемь раз и составили 2750 автомобилей.

По прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне в случае реализации пессимистичного. Оптимистичный сценарий предполагает слабый рост железнодорожного сегмента и стабильное увеличение остальных крупнейших сегментов рынка (объем новых сделок составит 1,42 трлн рублей). Прирост новых сделок 8% в таком случае будет сопоставим с инфляцией. Пессимистичный сценарий базируется на дальнейшем сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 15%) в сочетании со слабым ростом остальных сегментов рынка. Но даже в этом случае максимум, что ожидает рынок – стагнация: темпы прироста составят около 0%, а сумма новых сделок останется на уровне 1,32 трлн рублей.

Санкт-Петербург