Перспективы отечественного кораблестроения

Прошедший в июле петербургский международный военно-морской салон МВМС-2013 обозначил ключевые тенденции строительства российских боевых кораблей

Игорь Захаров

Одна из таких тенденций – способность современных кораблей взаимодействовать с другими видами вооруженных сил своей страны и стран-союзников, массированно применять высокоточное оружие, роботизированные средства, использовать современные информационные системы, обладать высокой скрытностью, защищенностью и боевой устойчивостью.

Как показывает анализ количественного состава мирового флота, в будущем он значительно уменьшится. Но сокращение состава не повлияет на боевые возможности флотов: их силы будут обеспечены более развитой инфраструктурой, а сами корабли ориентированы на использование высоких технологий. В военном плане акценты будут смещаться от наращивания ударной мощи к более широкому использованию информационных систем боевого управления и целеуказания – с тем, чтобы повысить вероятность успешного применения оружия.

Один из наиболее стремительно развивающихся классов современных боевых кораблей – неатомные подводные лодки. Как и на предыдущем салоне, особое внимание посетители обратили на подводные лодки класса «Амур» проектов 1650 и 950, оснащенные ракетным комплексом для нанесения удара из-под воды как по морским, так и по береговым целям. Эта особенность выгодно отличает подводные лодки ЦКБ МТ «Рубин» от предложений разработчиков других стран. Несмотря на существенную новизну проекта, головной корабль – аналог этих подводных лодок – уже построен и передан Военно-морскому флоту. Подводные лодки «Амур» обладают большой акустической скрытностью и высоким уровнем автоматизации, что позволяет ограничиться малочисленным экипажем.

В целом перспективы неатомных подводных лодок следует связывать с внедрением таких передовых технологий, как анаэробные энергетические установки и сетевые информационные системы, позволяющие выйти на новый качественный уровень развития, в том числе с ориентацией на внешний рынок.

Опыт локальных конфликтов последних десятилетий не только позволил изменить способы и приемы ведения морской войны, но и подсказал новую организацию сил, что привело к появлению класса универсальных десантных кораблей, представителем которого на салоне стал ДВКД типа «Владивосток». Сейчас этот корабль строится совместно верфями Балтийского завода и французскими кораблестроителями. В дни салона на Балтийском заводе состоялась закладка второго такого судна.

Важная особенность современного кораблестроения заключается в отказе от специализированных кораблей основных классов и переходе к созданию многоцелевых кораблей, способных решать весь спектр стоящих перед надводными судами задач. Примеры многоцелевых фрегатов демонстрировало на салоне «Северное ПКБ», это проекты 22356 и 11356.

Выдвижение фрегатов на первый план в программах развития флотов значительного числа морских государств повлекло за собой существенные изменения в концепции создания этих судов. Сегодня это мощный боевой корабль, способный решать широкий круг задач как в морской, так и частично в океанской зоне. Для современных фрегатов характерно применение новейших образцов вооружения, а также современных систем освещения обстановки, целеуказания и автоматизированного управления.

В целом наиболее характерная черта современных фрегатов по сравнению с более крупными кораблями – относительно высокая серийность и умеренная стоимость. Поэтому можно ожидать, что в ближайшем будущем этот класс останется одним из самых многочисленных.

Отдельно хотелось бы остановиться на боевых кораблях ограниченного водоизмещения, к которым относятся корветы. Этот класс возникает либо в тех небольших морских странах, где корветы становятся наиболее крупными боевыми надводными судами, способными долго находиться в море, либо в условиях, когда необходимо иметь в составе флота значительно большее число кораблей, чем это возможно на базе судов старших классов.

И в том, и в другом случае речь идет о создании бюджетного корабля. Наиболее современным представителем этого класса стал многоцелевой корвет проекта 20382 разработки ЦМКБ «Алмаз». Суда этого типа серийно строятся на «Северной верфи» и Амурском судостроительном заводе, и один из них, корвет «Бойкий», стал одним из центральных экспонатов салона. Он занял почетное место у причала Морского вокзала рядом с фрегатом Нидерландов «Эвертсен». В настоящее время завершается создание модернизированного корвета этого проекта.

Также на выставочном стенде ОАО «ОСК» можно было увидеть малые подводные лодки СПМБМ «Малахит», проекты авианесущих кораблей «Невского ПКБ», скоростные патрульные катера и суда на воздушной подушке ЦМКБ «Алмаз», корветы и малые ракетно-артиллерийские корабли Зеленодольского ПКБ.

Несмотря на широкий спектр представленных кораблей, наши проектировщики не стоят на месте. В этом году уже началось формирование государственной программы вооружения на период с 2016 по 2025 год. Важнейшей задачей при разработке ее кораблестроительной части должно стать определение облика перспективных судов, предложения по которым готовят проектно-конструкторские бюро. Эти корабли будут принципиально отличаться от существующих проектов более высоким уровнем информационного обеспечения, размещением на борту высокоточного оружия, большей степенью автоматизации и меньшей численностью экипажей. Широкое применение найдут также роботизированные средства и модульные подходы к проектированию.

Таким образом работа по восполнению корабельного состава российского ВМФ набирает необходимые темпы.

Санкт-Петербург