Узел невезения

22 июля 2013, 00:00

Автомобильные грузовые перевозки в регионе на пороге кризиса

Фото: архив «Эксперта С-З»
Для региональных перевозчиков настали тяжелые времена. В одиночку им не под силу вытянуть отрасль из трясины проблем. Оставляя средний транспортный бизнес без поддержки, государство рискует его потерять

На фоне активного развития портовых мощностей Северо-Запада и оптимистичных прогнозов дальнейшего увеличения перевалки грузов, в транспортной отрасли региона отчетливо проявляется противоположная тенденция: стагнация на рынке грузового автотранспорта и перевозок.

Весной этого года начал ощущаться спад объемов грузоперевозок. Рентабельность бизнеса в сегменте опускается до критической черты, многие транспортные предприятия – на грани выживания.

Закономерным образом ситуация начала сказываться на смежных отраслях. Падение продаж заставляет торговцев грузовой автотехникой не строить долгосрочных планов. В этих условиях сомнительными выглядят перспективы строящихся в регионе предприятий по сборке грузовиков.

Сейчас находится под угрозой целый сегмент рынка – важный для региональной экономики, в котором работает прежде всего средний бизнес. Вполне вероятно, что через какое-то время грузовые перевозки в Санкт-Петербургском транспортно-транзитном узле будет обеспечивать тот, кто придет на место не выживших региональных транспортных компаний. Притом что транспортно-транзитная составляющая – одна из отраслей, предоставляющих среднему бизнесу благоприятные возможности развития.

Выход из кризиса невозможен без государственных мер, причем разноуровневых. С одной стороны, необходимо системное развитие транспортной инфраструктуры – она должна быть соразмерна ожидаемым грузопотокам в портах. Однако пока порты развиваются быстрее, чем строятся автомобильные и железнодорожные подъездные пути. Нужны крупные инвестиционные проекты, активизирующие спрос на грузоперевозки. Но таковых не предвидится: есть те, что заморожены, а о новых власти не заявляют. Необходима дорожная карта региона, отражающая роль региональных перевозчиков. Однако дальше разговоров о ней дело пока не идет.

С другой стороны, вероятно, стоит снизить финансовую нагрузку на транспортные компании. Пока она постоянно растет из-за введения штрафов и узаконения различных технических требований. Не исключено, что власти знают об этих проблемах и разрабатывают действенные меры. Но до их принятия региональные транспортные компании могут не дожить.

Санкт-Петербург