Непростой тренд кредитования

Несмотря на изобилие предложения и декларируемую доступность кредитов для малого бизнеса, потребности предпринимателей в кредитных ресурсах по-прежнему удовлетворены не более чем на 30%

Фото: архив «Эксперт С-З»
Малым предприятиям сферы услуг в залог предложить практически нечего

По данным Банка России, за 5 месяцев 2013 года малому и среднему бизнесу Северо-Запада выдано кредитов (нарастающим итогом) на 337,7 млрд рублей, тогда как годом ранее – 280,7 млрд рублей.

Вводятся упрощенные программы кредитования малого бизнеса, снижаются ставки, сокращаются сроки рассмотрения заявок, применяется скоринг для сумм до 5 млн рублей. Все это способствует расширению клиентской базы. В Северо-Западном банке Сбербанка уже 94,2% клиентской базы приходится на представителей малого и микробизнеса (88,4% – микро-, 5,8% – малый, всего около 67 тыс. представителей), а общий кредитный портфель субъектов малого предпринимательства в СЗФО за первое полугодие вырос на 19%, до 25 млрд рублей. «Мы планируем вдвое увеличить объем кредитования малого бизнеса, – делится планами на год директор управления продаж малому бизнесу Северо-Западного банка Сбербанка Антон Сермягин. – Для этого уже сейчас предлагаем новые возможности рефинансирования имеющейся задолженности в других банках на специальных условиях  по срокам кредита до 10 лет и под пониженные ставки. Кроме того, в настоящее время действует акция, которая продлится до 1 октября 2013 года и подразумевает отмену комиссии за предоставление кредита по большинству продуктов для малого бизнеса, а также за досрочный возврат заемных средств».

Спустя считанные дни подобную акцию рефинансирования запустил и другой лидер – ВТБ24. У него доля кредитов малому бизнесу в Петербурге составляет 8,6%. Год назад этот показатель равнялся 6% (8,5 млрд рублей против 6,6 млрд рублей в начале года). «В последнее время новыми клиентами ВТБ24 все чаще становятся компании с годовым оборотом 200-300 млн рублей, а еще полтора года назад обращались предприятия с годовым оборотом максимум 100 млн рублей», – говорит начальник отдела малого бизнеса филиала ВТБ24 в Санкт-Петербурге Петр Чурин.

Высокий спрос на кредиты сопровождается заметным ростом конкуренции в этом сегменте: на рынок стали выходить и небольшие банки. «Клиенту часто важна скорость принятия решения, чего, скажем, от крупных банков не всегда можно ожидать, – рассказывает генеральный директор – председатель правления Энергомашбанка Геннадий Ветров. – Основная наша клиентура – малый и средний бизнес с годовой выручкой до 500 млн рублей, то есть с месячным оборотом примерно 15-30 млн рублей. По опыту, эти предприятия не ориентированы на высокую прибыльность, рентабельность их не превышает 10%. Но и мы хотим кредитовать стабильных клиентов, поскольку обратная сторона высокой прибыльности – повышенные риски». Среди клиентов банка нет владельцев большого бизнеса и крупных холдингов – все они владельцы небольших ООО, стремятся к стабильности, имеют определенный запас роста, что важно для банка еще и с точки зрения размещения клиентских средств.

Элементы индивидуального подхода к клиентам малого бизнеса – преимущество небольших банков – пытаются внедрить и крупные участники рынка. Разрабатываются программы лояльности, когда имеющаяся позитивная кредитная история в банке может снизить ставку. Некоторые банки (например, Промсвязьбанк) ввели технологию индивидуального определения ставки для каждого заемщика – Risk based pricing (RBP; метод основывается на дифференцированном подходе к определению условий кредитования для каждого заемщика исходя из уровня его кредитоспособности). В основном же крупные игроки начали продвигать пакетные предложения для малого бизнеса по комплексным тарифам. В пакет входят и непосредственно банковские услуги (зарплатные проекты, обслуживание внешнеэкономической деятельности, гарантии и др.), и налоговый консалтинг, помощь в структурировании проектов, общении с государственными органами. На этом уровне банк получает бонус – возможность существенно снизить принимаемые кредитные риски посредством глубокого изучения бизнеса заемщика, а не только анализа оборотов по счету и формальных показателей из отчетности с комментариями заемщиков к ним. По данным «Эксперт РА», число тарифных планов, предлагаемых банками, выросло в прошлом году почти на 40%.

Имеются варианты

В структуре кредитных портфелей разных банков клиенты малого бизнеса мало различаются по отраслевой принадлежности. Подавляющее большинство составляют предприятия сферы торговли и услуг, на втором месте – небольшие перевозчики, третье с большим отставанием занимают производственные компании. По словам управляющего филиалом Абсолют Банка в Санкт-Петербурге Андрея Рублева, 30% портфеля занимают предприятия торговли, 20% – производственные предприятия, 50% – предприятия, оказывающие услуги населению. В Северо-Западном Сбербанке 60-70% кредитной задолженности приходится на торговлю. Почти такая же пропорция в ВТБ 24. «Это не означает, что банк ориентируется только на данный сегмент, такова структура малого бизнеса в целом», – комментирует Петр Чурин.

Наибольшая часть кредитов запрашивается для пополнения оборотных средств. Предприятиям нужны деньги на покрытие кассовых разрывов, закупку товара или сырья, развитие бизнеса (увеличение производственных или торговых площадей, наращивание объемов продаж), поясняет управляющий петербургским филиалом НОМОС-Банка Виктор Питернов. Несмотря на широкую линейку кредитных предложений с долгими сроками для малого бизнеса, на практике запросы по большей части ограничиваются простыми продуктами со сроками кредита в пределах 1-2 лет. По итогам прошлого года более половины кредитов малому и среднему бизнесу запрашивались на срок до 12 месяцев. Объемы варьируются в диапазоне от 1-2 до 5 млн рублей.

Малый бизнес прячет лицо: налоги заставили уйти в тень 018_expertsz_34.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Малый бизнес прячет лицо: налоги заставили уйти в тень
Фото: архив «Эксперт С-З»

Что касается ставок по залоговым кредитам, они, по словам банкиров, с начала года находятся на стабильном уровне, а рыночный диапазон в зависимости от срока, суммы и залогового обеспечения фиксируется в пределах 12-16% годовых.

Страдательный залог

Главной проблемой при работе с малым бизнесом было и остается отсутствие ликвидных залогов у компаний и предпринимателей, а также не всегда прозрачный бизнес заемщика. «Залоговое обеспечение либо низкого качества, либо отсутствует совсем», – констатирует директор Северо-Западного филиала Росбанка Илья Злуницын. Впрочем, добавляет он, это не мешает банкам расширяться на этом рынке: многое зависит от наполнения ассортимента, от качества риск-менеджмента и портфеля, и в целом при сохранении взвешенного подхода работа в секторе МСБ остается прибыльной и перспективной.

«Существуют определенные трудности в обеспечении кредита. Наш бизнес не относится к капиталоемкому. А значит, в качестве залога мы можем предложить сам бизнес, то есть кредитоваться под оборот. Обычно банки хотят видеть в качестве обеспечения недвижимость или другие ликвидные формы», – говорит генеральный директор детского города профессий «Кидбург» Максимилиан Пивоваров. До недавнего времени компания не прибегала к внешним кредитам, однако для развития проекта уже получила одобрение займа у банка. Необходимо грамотно описать бизнес, объяснить его перспективность, доказать свои позиции на рынке и правильно оформить документы – все это позволит банку правильно оценить риски и заключить сделку, объясняет Пивоваров.

В Петербурге проблему с нехваткой залогов призван решать государственный Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, созданный в 2007 году. Он работает с 50 партнерами, предоставляя гарантии и поручительства по кредитным и лизинговым договорам.

Другое решение вопроса – беззалоговый кредит. Он хоть и обойдется предпринимателю дороже, зато проще в оформлении, говорят банкиры. Беззалоговые кредиты предполагают оформление на физическое лицо (собственника, руководителя бизнеса). Сегодня их предлагает все больше банков, и спрос на них особенно вырос за последний год. Так, в Северо-Западном банке Сбербанка России из 3,3 тыс. кредитов, выданных малому бизнесу в первом полугодии, более 2,3 тыс. пришлись на программу беззалогового кредитования «Доверие» (сумма – до 5 млн рублей, срок кредитования – до 4 лет, ставка – от 13,94%). «В сегменте небольших кредитов – до 4 млн рублей – наиболее распространены беззалоговые кредиты с упрощенной схемой рассмотрения заявок и выдачи. Хотя по суммам, конечно, основную массу составляют залоговые кредиты», – отмечает Петр Чурин из ВТБ24. В НОМОС-Банке также в последнее время cтали более востребованы беззалоговые кредиты, оформляемые при предоставлении минимального пакета документов на срок до 5 лет.

Однако по словам самих предпринимателей, ситуация не столь однозначна. «Несмотря на простой порядок оформления беззалоговых кредитов, на деле банки очень часто отказывают, да и ставки достигают 25%. А если учесть необходимость страхования жизни, стоимость может превысить и 30%», – жалуется один из петербургских бизнесменов, сетуя, что рентабельность его бизнеса не позволяет брать такие дорогие кредиты.

Примечательно, что банки зачастую предпочитают иметь «кредитные дела» не с компанией, а с физическим лицом, минимизируя таким образом свои риски: фирма может обанкротиться, не рассчитавшись по обязательствам, или перейти в другие руки вместе с кредитом, и вернуть средства окажется проблематично. По данным банка «Стройкредит», 15% общего объема кредитов оформлены на индивидуальных предпринимателей, 85% – на юридические лица. В Абсолют Банке похожие цифры: 18% и 82% кредитного портфеля соответственно. В портфеле Росбанка 39% приходятся на компании малого бизнеса, 30% – среднего, остальное – кредитование собственников предприятий и овердрафты по расчетным счетам.

Умеренный оптимизм

«Мы наблюдаем положительную динамику уже в течение нескольких лет. Но еще есть куда расти. Если в западных странах компании МСБ составляют 50-75% ВВП, то в России – одна пятая часть. Количество компаний малого бизнеса невелико и увеличивается недостаточно активно, чтобы позволить банкам наращивать клиентские базы желательными темпами», – отмечает Илья Злуницын из Росбанка (в первом полугодии портфель кредитов МСБ филиала вырос на 73%, до 1,8 млрд рублей). Представители малого бизнеса, напротив, пеняют банкам на отказы, доля которых в зависимости от кредитного учреждения и продукта, по оценкам самих банков, может доходить до 50%.

По данным аналитиков «Эксперт РА», охладил рынок кредитования малого бизнеса очередной виток роста непрозрачности сегмента: в 2012 году выросла налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей (социальные страховые взносы), что привело к их массовому уходу в тень. Это оказало понижающее действие на кредитование, однако возросла активность крупных банков в развитии так называемых кредитных фабрик («коротких» микрокредитов малому бизнесу). Они не подпадают под повышающий коэффициент при расчете норматива Н1 (норматив достаточности собственных средств), их можно объединять в пулы однородных ссуд и таким образом создавать пониженные резервы. Ряд банков создали капитал микрофинансовых организаций (МФО) или вошли в него. К этим организациям не применяются требования для банков, а выданные через МФО кредиты не учитываются в банковских портфелях. Аналогичная картина и по части выдач длинных кредитов: часть спроса на них удовлетворяют лизинговые компании. Они не обременены требованиями к капиталу и по созданию резервов, поэтому готовы принимать более высокие риски. Среди крупнейших лизингодателей много «дочек» ведущих банков.

Представители банковского сообщества в целом оптимистично оценивают перспективы кредитования малого бизнеса. «Мы прогнозируем увеличение входящего потока клиентов вследствие внедрения новых программ, а также сотрудничества с органами государственного управления, в частности с управлением распоряжения государственной собственностью и комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли», – рассказывает управляющий Северо-Западным филиалом ОАО «МТС-Банк» в Санкт-Петербурге Дмитрий Григорович. По словам Чурина, приоритетным направлением работы станет развитие кросс-продаж: расчетно-кассового обслуживания, размещения временно свободных денежных средств, эквайринга, реализации зарплатных проектов и т.п. Банки продолжат улучшать условия, развивать инфраструктуру продаж, вводить новые продукты, развивать в них консультационную составляющую, рефинансировать кредиты конкурентов.

«Государственная поддержка МСБ – один из основных драйверов, способствующих ускорению темпов роста этого сегмента. Для государства развитие МСБ – одно из приоритетных направлений», – отмечает аналитик «ФИНАМ» Антон Сороко. Однако пока кредитная подпитка рынка при помощи государства не превышает 2-3% его объема и серьезного влияния на динамику кредитования МСБ не оказывает.

По мнению аналитиков «ФИНАМ», по итогам 2013 года темпы роста рынка кредитования малого и среднего бизнеса будут умеренным – 12-15% в целом по России и 15-20% по Северо-Западу. Примерно таков прогноз и «Эксперт РА»: прирост на 15-17% по итогам текущего года.

Санкт-Петербург