«Нет централизованной системы, а должна быть»

Пятый угол
Москва, 26.08.2013
«Эксперт Северо-Запад» №34 (631)
Можно ли привлечь частных инвесторов в процесс реформирования ЖКХ Петербурга, покажет концессионное соглашение на управление имуществом ГУП «Водоканал СПб»

Основные проблемы в структуре городского хозяйства Санкт-Петербурга – это изношенность жилищного фонда, тепловых сетей, отсутствие современной цивилизованной системы обращения с твердыми бытовыми отходами, изношенность головных сооружений водоснабжения и сетей водоснабжения и водоотведения. Вот пять таких крупных проблем. Но они есть не только в Санкт-Петербурге, а в целом по стране и, безусловно, возникли не внезапно. Это как раз так называемый недоремонт и недофинансирование городского хозяйства, которое продолжалось несколько десятилетий. И сегодня мы имеем то, что имеем.

К каждой из этих проблем нужен отдельный подход. Если мы говорим о капитальном ремонте жилого фонда, то здесь размер недоремонта составляет примерно 100 млрд рублей. Система разрознена. В каждом районе есть свои небольшие программы, мелкие подрядчики, которые в большинстве своем не выполняют обязательств, взятых в рамках государственных контрактов, ни по качеству производимых работ, ни по срокам их производства. Нет централизованной управляемой системы, а должна быть. Поэтому с 1 января 2014 года должен заработать так называемый региональный оператор, он станет отправной точкой в создании единой системы капитального ремонта в городе. Принят закон о создании такого оператора, проводится разъяснительная работа с населением по новой системе. Также мы должны заложить необходимый бюджет на следующий год, аккумулировать средства населения и приступить к реализации этой программы. Централизованная система будет более прозрачной, с упорядоченной схемой финансирования и качественным техническим надзором. Кроме того, она позволит привлечь на этот рынок финансово устойчивых и более серьезных в плане производственных возможностей подрядчиков. У нас будут гарантии качества, а сейчас их, к сожалению, нет.

И это мы говорим в целом о капитальном ремонте. Здесь фасады, кровли, внутридомовые сети и подвалы, ремонт и замена лифтов.

Что касается магистральных тепловых сетей – износ теплотрасс составляет примерно 20%. И эту проблему можно решить только одним способом – увеличением финансирования. По сути, это по-прежнему остается одной из приоритетных задач – обеспечение надежного и безопасного теплоснабжения жителей.

В городе две компании, на балансе которых находятся магистральные тепловые сети: ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», где механизм финансирования для нас гораздо проще, а основная задача – как можно больше объектов включить в программу проектирования и выпустить проектно-сметную документацию, и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга». Оно принадлежит городу на 25%, а на 75% – «Газпрому», поэтому мы совместно с газовой компанией приняли решения об увеличении доли Санкт-Петербурга до 51%, чтобы у нас появились все законные основания увеличения финансирования.

Говоря о проблеме твердых бытовых отходов, мы должны понимать, что если государство ее не решит, она не интересна никому. Житель отдал мусор и забыл. Запах свалки тоже волнует только тех, кто живет рядом. Решается задача и просто, и сложно. В общих чертах, цель – переработка 90% отходов с дальнейшим вторичным использованием и только 10% – захоронение, причем без дальнейшего процесса разложения на хорошо подготовленных полигонах.

Что касается привлекательности жилищно-коммунального блока для инвесторов, отмечу: жизнеобеспечение города – ответственность государства. Поэтому следует понимать: кого бы мы ни привлекали, контроль всегда должен оставаться у государства. В свою очередь инвестору, не контролирующему субъект инвестиций, такой проект вряд ли понравится. Поэтому вопрос непростой. Но задача привлекать инвестиции поставлена – будем думать, как ее решить.

Затрагивая вопрос государственно-частного партнерства в ЖКХ, отмечу, что ГЧП – общий термин. В рамках ГЧП есть концессии, контракты жизненного цикла, очень много разных форм.

В принципе, такое партнерство возможно во всех отраслях ЖКХ и каждую надо обсуждать отдельно. Тепловые сети, «Водоканал», электроснабжение – конечно, можно. Но что значит ГЧП по примеру «Водоканала»? Где этот успешный пример реализации? Покажите мне того инвестора, который пришел и готов в «Водоканал» вложить деньги с перспективой на 25 лет. Именно инвестора, а не банк, готовый дать кредит.

Сегодня мы вообще не готовы рассматривать вопрос концессии всего «Водоканала». Как только в правительстве примут схемы развития водоснабжения и водоотведения, мы откроем их для инвестора и тогда будем готовы сесть за стол переговоров и послушать предложения, куда компании готовы вкладывать деньги.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №34 (631) 26 августа 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама