Рокировка газетных ларьков

26 августа 2013, 00:00
  Северо-Запад
Фото: Interpress / Дарья Иванова
Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ СПб Александр Лобков считает, что число газетных ларьков должно вырасти но им следует сменить внешний вид

Петербургских владельцев сетей киосков, распространяющих печатную продукцию, ждут глобальные реформы и изменения правил ведения бизнеса на региональном рынке. После принятия городского постановления №1045 «О размещении нестационарных торговых объектов» в сентябре 2012 года у владельцев 40% газетных ларьков возникли проблемы с продлением аренды, поскольку их точки не соответствуют новой схеме размещения.

С начала года, когда постановление вступило в силу, арендаторы отправили заявки на размещение киосков в администрацию города. Их рассмотрели восемь инстанций. В итоге к августу прошли заседания общей комиссии по поводу газетных киосков, не соответствующих новому регламенту. Рассмотрев более 900 заявок, комиссия согласовала 578. Отказ получили 367 участков. Например, 159 не согласовал комитет по энергетике, поскольку они оказались в охранных зонах электрических и тепловых сетей.

В комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Петербурга рассмотрели 970 заявок, 33 отклонили. Этим ларькам предоставят альтернативные места на конкурсной основе, учитывая социальную значимость торговой точки. При этом глава комитета Александр Лобков заверил владельцев, что его ведомство заинтересовано в развитии киосков, продающих прессу.

Это совпало с инициативой федеральных властей поддержать газетные ларьки. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров подписал приказ с рекомендациями по обустройству газетных киосков. Согласно документу, их количество следует рассчитывать отдельно для каждого города по следующей схеме: не менее одного на 1,5 тыс. человек в городе и минимум один на 2,5 тыс. жителей в области. Площадь киоска может быть 9-12 кв. м в зависимости от местных условий и спроса. Для всех киосков в городе рекомендуется единое стилистическое решение. Прописана и рекомендация по предоставлению рекламных услуг. Согласно приказу, киоск может использоваться для рекламы, но расположенные на нем конструкции и объявления не должны загораживать витрину.

Александр Лобков анонсировал планы двукратного увеличения количества киосков в 2014 году, предложил вернуть их на Невский проспект и увеличить срок аренды с трех-пяти лет до десяти.

Также глава комитета по печати упомянул о необходимости изменить внешний вид точек продаж печатной продукции, сделать их более привлекательными для покупателя. Он рассмотрел вариант реконструкции остановок социального транспорта для совмещения их с киосками (как, например, во Франции).

«За последние 20 лет киоски устарели и требуют обновления, – сказал Лобков. – Эти задачи будут финансово затратными для рынка распространения печатной продукции. Но мы хотим выйти с инициативой об увеличении срока аренды, что позволит компаниям, занимающимся этим бизнесом в городе, вернуть вложения и извлечь прибыль». Если делать киоски на западный манер, для Петербурга подойдет немецкий вариант, когда в магазине шаговой доступности кроме напитков продаются и газеты с журналами. Глава комитета по печати отметил, что приветствует продажу сопутствующих товаров (вода, жевательные резинки, шоколадки, ручки) в газетных киосках.

Региональные власти наравне с федеральными хотят реформировать рынок, чтобы владельцы киосков смогли повысить рентабельность своего бизнеса. Например, этому могут поспособствовать льготы для арендаторов, продающих печатную продукцию. В частности, предлагаются ввести ставку не более 30 рублей за 1 кв. м в месяц, что уменьшит срок окупаемости газетных киосков. По мнению экспертов, установка одного киоска может обойтись в 1 млн рублей, а срок окупаемости составить до 10 лет.

Объем рынка распространения периодики в Петербурге составляет 5,1 млрд рублей, из них 46% продаж в 2012 году пришлись на киоски печатных изданий. Ежемесячная арендная ставка составляет около 1 тыс. рублей за 1 кв. м, средняя площадь киоска – 6 кв. м. Выручка варьируется от 50 тыс. до 150 тыс. рублей в месяц в зависимости от расположения киоска. В городе около 1 тыс. мест продажи прессы, их основные владельцы – сети «Ника», «Роспечать», «Пресса», «Метропресс».