Прагматизм с непредсказуемыми последствиями

9 сентября 2013, 00:00

Юрий Солонин, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии философского факультета СПбГУ, действительный член Академии гуманитарных наук, член-корреспондент Международной академии высшей школы, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:

Юрий Солонин

– Прагматизация образования остается неясной по сути. За этим скрывается примитивизация образования. Изначальная ориентация человека, не раскрывшегося в своих интересах, своих возможностях, своих наклонностях к чему-либо, что в этой статье называется «эффективным», не может быть абсолютно точный. Имеется высокая вероятность ошибочности выбора и невозможности его исправить, потому что возникают очень жесткие границы специализации и переключение с одного вида деятельности на другой становится невозможным.

В современном мире набирает силу тенденция смешивания этих границ. Человека заковывают в латы узкой специализации. Через три-пять лет она становится неэффективной или сомнительной, а он уже находится в этом предопределенном положении. В таком состоянии он сам невольно становится фактором замедления, сопротивления прогрессу. А широта мышления исчезает.

Переход школы на уровень обслуживающего инструмента меняет всю парадигму образования, последствия этого мы не можем просчитать до конца.

Думаю, произойдет следующее: сначала мы доведем утилитарную функцию до абсурда, а когда со всей очевидностью станет ясно, что она натолкнулась на огромную стену, будем делать откаты – искать более мягкие формы, сочетающие воспитание, эффективность образования, то есть прагматическую функцию, и приходить к приемлемой для нас комбинации. Но уже произойдут такие существенные сдвиги в мозгах, что это движение назад может в чем-то усилить социальный кризис, а в чем-то оказаться неэффективным. Мы пока еще идем по линии сворачивания своего культурного присутствия в мире. И если мир начинает выходить в другие сферы образовательных структур, мы продолжаем дышать «выхлопными газами» ушедшей далеко вперед и свернувшей с этой дороги этой машины или механизма социального движения. А мы пока идем в область этого «газа» и считаем, что находимся в самой гуще социального развития и идем в общем строю со всеми».