Управление ради управления

9 сентября 2013, 00:00

Адриан Селин, профессор факультета истории НИУ-ВШЭ – Санкт-Петербург, директор Центра исторических исследований:

Адриан Селин

– «Прагматизм» жизненных целей у современных старших школьников – в значительной степени мифология. Если предположить, что молодое поколение нацелено иметь востребованные специальности после окончания вуза, следует предположить и то, что представители этого поколения обладают достаточным навыком анализировать рынок труда, чтобы предположить, какие специалисты будут востребованы через 4-5-6 лет. Еще один знак равенства надо поставить: мы предполагаем, что полученный в вузе объем знаний, выраженный записью в дипломе, будет также набором навыков, востребованным рынком труда.

Иными словами, весь этот «прагматизм» – не меньший идеализм, нежели желание стать балериной. Настоящий прагматизм можно усмотреть лишь в тех случаях, когда feedback между получением знания и его приложением гораздо короче. Такое случается в рабочих профессиях: стать сантехником или электриком гораздо практичнее, чем юристом, инженером, медиком. С моей точки зрения (как историка), один идеализм сменяется другим, может быть, менее романтичным. Лично я наблюдаю скорее стремление уйти от сложных задач, поиск легкого пути социализации, а не рациональное осмысление связи образования с будущей профессией. В конце концов, выучившись на космонавта, сложно быть кем-то, кроме космонавта, а диплом юриста и даже медика сегодня предполагает самые разные стратегии на рынке труда. Да никто особенно таких стратегий и не выстраивает в 17-18 лет.

Что касается общей тенденции, на нынешнем этапе развития системы образования я вижу, простите за резкость, тотальную и фатальную бюрократизацию. Приоритетом стал отчет, а не обучение. Впрочем, так было и раньше, однако теперь это касается не только директора/декана/ректора, но и всех участников образовательных действий. Никто не оценивает, да и не может оценить, качество и содержание учебного процесса. Администрирование образования, в особенности среднего, поставлено из рук вон плохо. Оно идет по пути самоусложнения. Мне кажется, корень зла в следующем: управление образованием (средним, высшим) считает приоритетом собственно управление, а не образование. Отсюда отношение к учителям (доцентам, профессорам) как к менее важным в образовании фигурам, чем, скажем, сотрудники бухгалтерии или отдела кадров.