Взгляд на Запад

9 сентября 2013, 00:00
  Северо-Запад

Американские вузы предоставляют оба варианта образования, названные нами классикой и инновацией. Можно получить двухлетнее или четырехлетнее высшее образование (колледжи) – и освоить программу базовых предметов. Тем же, кто нацелен на дальнейшую научно-исследовательскую работу, предлагается шестилетний курс

Фото: архив «Эксперта С-З»
Возможность выбора развивает навыки самостоятельного принятия решений, социальной адаптации, но в процессе этого выбора школьник может ориентироваться на систему сигналов, подталкивающих его и к неэффективным решениям

Для желающих просто получить галочку о высшем образовании предусмотрена обычная учебная программа. Для них разработана система тестовой проверки знаний (Scholastic Assessment Test и Academic College Test), ставшая прообразом нашего ЕГЭ. Эти тесты оценивают общий уровень знания школьника.

Однако когда речь заходит об определенных профессиональных научных компетенциях, обычных тестов недостаточно. Те, кто нацелен на научную карьеру, уже в старшей школе берут уроки по дополнительным предметам (Advanced Placements и Honors) и сдают по ним экзамены.

Система среднего и высшего образования в США образует единую структуру. Будущий клерк идет по общей лестнице обучения в школе и вузе; будущий ученый в эти же годы выбирает специализацию и посещает дополнительные уроки, предусмотренные соответствующей программой.

Казалось бы, вот – готовая система, не нужно ничего придумывать, но этот подход не сочетается, как минимум, с экономической ситуацией в России. Правительство РФ предлагает свой вариант индивидуального развития ученика: 1 сентября 2013 года вступает в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», который, по сути дела, создает в старшей школе те же самые Advanced Placements и Honors, то есть предметы, которые можно за плату выбирать для дополнительного обучения. Понятно, что на решение будут влиять не только склонности и желания, но и финансовые возможности.

Что касается грядущего перехода российских школ на систему самоокупаемости, тут тоже можно провести аналогии с американскими реалиями. Школы в США получают финансирование в соответствии с особым территориальным разделением. В каждом штате имеется несколько школьных округов (school districts), управляемых специальными советами (нечто вроде наших РОНО), их члены избираются самими жителями. Так как не все родители в пределах одного округа могут позволить себе платить одинаковые налоги, то существуют, соответственно, более и менее престижные районы.

Попытка перенесения заокеанского опыта на отечественную почву может привести к серьезной дезинтеграции общества в недалеком будущем и, в конечном счете, к тому, что начало появляться в России еще в 90-е годы прошлого столетия – дифференцированной системе обучения в школе. Однако становление этой системы будет происходить уже не в условиях постсоветского общества, где в головах людей все еще хранился идеал «каждому по способностям, каждому по потребностям»,а в условиях исключительно капиталистических представлений.