Очень осторожный оптимизм

С начала года в разных сегментах рынка лизинга наблюдались разнонаправленные тенденции. По мнению участников, в итоге падение одних сегментов скомпенсируется ростом других. В будущем увеличении портфелей ведущие игроки сделают ставку на сервисную составляющую

Фото: Архив «Эксперт С-З»
Крупные инфраструктурные проекты достаются лизинговым компаниям с госучастием в капитале

Сначала года рынок лизинга вел себя неоднозначно. Если в предыдущие годы имел место общий тренд – одновременный рост или падение в разных секторах, то в 2013-м разные сегменты рынка развивались разнонаправлено. По данным «Эксперт РА», основной драйвер роста последних лет – лизинг железнодорожной техники – продолжил снижение: в целом падение по сравнению с первым полугодием 2012 года составило 48,3%. Объем заключения новых сделок с прочим имуществом вырос на 23%. Поскольку доля железнодорожного сектора в лизинговых сделках весьма существенна, итоговое снижение за первое полугодие составило 18%. Несмотря на замедляющиеся в количественном выражении продажи автомобилей в России (–7%), в сегменте лизинга легковых и грузовых машин виден рост в денежном выражении. При этом востребована как китайская техника, так и продукция премиум-брендов.

По мнению заместителя директора департамента развития ГК СЛК Ивана Сербаева, также есть тенденция разделения рынка лизинга в нынешнем году на три категории по размеру сделки. В сегменте крупных и очень крупных сделок наблюдается достаточно быстрый рост портфелей компаний, имеющих доступ к «длинной» ресурсной базе (это в первую очередь предприятия с участием в капитале госбанков), работающих, например, в сегменте авиационного транспорта. Также здесь проходят лизинговые сделки с бюджетным участием (коммунальная техника для городов-миллионеров). Для такого рода сделок сегодня характерен уже формат не столько финансового лизинга, сколько операционного. «Сектор крупных сделок оказался сильно подвержен конъюнктурным изменениям и зависим от реализации тех или иных крупных проектов, часто связанных с политикой государства. Впрочем, можно отметить очень позитивную активизацию в сегменте авиализинга. Крупные сделки и игроки перешли в этот сегмент», – добавляет вице-президент EUROPLAN Александр Михайлов. Отметим, что с учетом складывающихся тенденций в числе ведущих 10 лизинговых компаний России растет присутствие государственных и квазигосударственных. В сегменте средних сделок (от 10-15 до 200 млн рублей), наблюдается некоторое снижение активности: средние компании, пережившие в 2009 году последствия кризисного 2008-го и, соответственно, сформировавшие свои парки техники в 2010-2011-м, еще не прошли цикл, требующий обновления оборудования. При этом неохваченные потенциальные клиенты в этом году на фоне осторожных прогнозов экономического роста откладывают инвестиционные планы на лучшие времена. Исключение, впрочем, составляют те, кто готов вкладываться в приобретение автотранспорта (как грузового, так и пассажирского) и спецтехники, работающей на природном газе.

В сегменте розницы (сделки до 5 млн рублей) заметного роста или снижения, по мнению Ивана Сербаева, не наблюдается.

Хорошую динамику демонстрируют лизингодатели, чья профильная специализация – автолизинг (в том числе розничный). По итогам рэнкинга лизингодателей, составленного аналитическим центром «Эксперт Северо-Запад», значительный прирост нового бизнеса в СЗФО в первом полугодии 2013-го по отношению к первому полугодию 2012-го имели автолизинговые компании: +70,8% у «CARCADE Лизинг», +48% у EUROPLAN.

«Выраженный рост нового бизнеса компании в Северо-Западном регионе обусловлен значительным расширением сети продаж CARCADE в Санкт-Петербурге: открыты три представительства, одно из которых курирует продажи лизинга грузового транспорта. Все новые представительства в этом году вышли на запланированный уровень продаж. В перспективе ожидаем стабильный прирост как сегменте легкового и легкого коммерческого, так и в сегменте грузового транспорта», – комментирует генеральный директор «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов. «Прирост нового бизнеса обусловлен только кропотливой работой в сегменте автолизинга – постоянным улучшением нашего предложения. Мы в числе тех, кто открывает услугу для совершенного новых клиентов, ранее не пользовавшихся лизингом при приобретении автотранспорта. Мы привносим в лизинг прочие связанные с автомобилем услуги, так как покупатель транспортного средства (ТС) все равно сталкивается с многочисленными вопросами от регистрации и гостехосмотра до ежегодного технического обслуживания, управления расходами на горюче-смазочные материалы и последующей продажи ТС. Везде мы стараемся сделать лучшее предложение», – объясняет динамику бизнеса у EUROPLAN Александр Михайлов.

У компаний, принявших участие в рэнкинге аналитического центра «Эксперт Северо-Запад» по СЗФО, в среднем прирост нового бизнеса в первом полугодии 2013-го по отношению к первому полугодию 2012-го составил 22,6%, с разбросом от –53% до +95%. Средний прирост количества заключенных договоров составил 8,4% с разбросом от –55% до +92,5%. Компании, столкнувшиеся с падением объемов нового бизнеса и количества сделок, объясняют эту ситуацию, в частности, инерцией конца прошлого года:

«В начале четвертого квартала 2012-го стало очевидно замедление темпов прироста рынка лизинговых услуг, можно сказать, началась стагнация. Именно это повлияло на темпы прироста новых сделок в 2013-м. Сейчас ситуация выравнивается и, по нашим прогнозам, размер нового бизнеса «Петербургской лизинговой компании» за 2013 год превысит показатели 2012-го», – комментирует гендиректор ПЛК Дмитрий Горизонтов. Снижение нового бизнеса «Балтинвеста» в СЗФО (–53% по новому бизнесу, –34,9% по количеству сделок) коммерческий директор компании Дмитрий Коваленко объясняет так: «За прошедший год компания сфокусировалась на развитии, усовершенствовании внутренних бизнес-процессов, их адаптации к рынку. Это сказалось на количественных показателях, но произведенные инвестиции в качественный рост и развитие окупятся в следующем году и позволят нарастить новый бизнес более чем на 50%. Кроме этого, в прошедший период имели место крупные сделки с железнодорожными вагонами. На 2013 год компания пересмотрела квоты на заключение договоров с подвижным составом».

Параметры сделки: стоим на месте

По мнению опрошенных лизингодателей, традиционные условия лизинга за последний год кардинальных изменений не претерпели. Авансы и ставки на минимальном уровне и в обозримой перспективе вряд ли снизятся.

«Лояльность предложений достигла своего предельного уровня, а дальнейшее увеличение диапазона параметров сделки либо не имеет смысла из-за отсутствия спроса (например, едва ли будет заметно востребован автолизинг длительностью более 5 лет), либо противоречит необходимым обеспечительным мерам, защищающим лизинговые компании от рисков», – говорит Алексей Смирнов. Стоимость лизинга снизилась, что идет вразрез с рыночной тенденцией роста ставок корпоративного кредитования, комментирует Александр Михайлов, добавляя, что снижение произошло вследствие сокращения маржи лизингодателей.

Лизинговые компании, ориентированные на банковские ресурсы для осуществления своей деятельности, констатируют: банки редко готовы вступать в сделки с авансом менее 20% первоначальной стоимости предмета лизинга, и только по самым ликвидным позициям он может составлять 10-15% (это касается автотранспорта). Сроки сделок, которые банки готовы финансировать, в основной массе находятся в пределах до 36 месяцев – это определяется низкой капитализацией российской банковской отрасли и отсутствующей долгосрочной ликвидностью.

«Работой с «нулевым» авансом каждому приходящему клиенту все лизингодатели уже «наигрались» до 2008 года. Те компании, что остались на рынке, сейчас достаточно взвешенно подходят к финансированию и закрытию рисков. Да, действительно, и сейчас встречаются и предложения и реальные заключенные сделки как с «нулевым» авансом, так и с «нулевым» удорожаем. Но зачастую это специальные программы по отдельным видам техники или условия для VIP-клиентов», – говорит руководитель отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов.

Однако имеет место тенденция к увеличению среднего срока лизинга. «Все больше лизингополучателей понимают, что «схемные» компании, предоставляющие имущество сроком на один год – а иногда и на 6-10 месяцев – да еще и с дегрессивными графиками (когда лизингополучатель выплачивает основную часть стоимости предмета лизинга в первые месяцы) – делают это не потому, что так выгодно лизингополучателю, как это декларируется, а потому, что так можно продавать лизинг под 30% годовых. Кроме того, такие лизингодатели просто сами не имеют доступа к долгосрочным кредитным ресурсам, поэтому вынуждены делать краткосрочный лизинг – но таких компаний становится все меньше», – комментирует Александр Михайлов.

С учетом сходных параметров сделки

у основных игроков и невозможности дальше снижать цену или аванс все опрошенные сошлись во мнении, что сервисная составляющая лизинговой услуги будет оказывать основное влияние на прирост портфелей.

Но есть и относительно новые интересные для ряда лизингодателей направления: «Перспектива – за работой с поставщиками-партнерами, органами субъектов федерации, субсидирующих часть платежей по лизингу, и специальными госпрограммами, предлагающими финансирование на более выгодных условиях для предприятий малого бизнеса, такие как программы МСП-банка», – говорит Евгений Колесов.

«В этом году мы крайне осторожно выстраиваем свою политику по принятию рисков, отсюда и наши планы – мы намерены сосредоточиться на сделках с компаниями с высокой долей государственного участия», – раскрывает будущую стратегию СЛК Иван Сербаев.

Опрошенные компании не отметили сколько-нибудь значительного спроса на возвратный лизинг. Из аспектов, не способствующих его развитию, следует выделить налоговые вопросы, а именно необходимость лизингополучателю уплатить в бюджет НДС в момент перепродажи предмета лизинга лизинговой компании. Нет и ясной сформированной позиции, что происходит с налогом на имущество при схеме возвратного лизинга движимого имущества в свете изменений в налоговом кодексе – практика в судах по подобным делам еще не сформирована.

«Портфель хороший»

В отличие от информации по уровню просроченной задолженности в банковской системе, на лизинговом рынке практически нет достоверных сведений о доле просрочки в портфелях лизинговых компаний. Крупнейшие лизингодатели, имеющие доступ к западному фондированию, а также размещающие облигационные займы, публикуют отчетность по стандартам МСФО на своих сайтах. Однако только 14 компаний смогли предоставить свои данные по стандартам МСФО для ранжирования в лизинговой отрасли. Особенно удивительно, что предпочли «отделаться» отчетностью по РСБУ даже дочерние предприятия иностранных лизингодателей, точно имеющие отчетность по МСФО.

«Думаю, что аналог показателя NPL 90+ по лизинговым компаниям в СЗФО и по стране в целом не сильно отличается от показателей просрочки банков», – говорит Иван Сербаев. Лизингодатели, принявшие участие в опросе аналитического центра «Эксперт Северо-Запад», заявляют низкий уровень просроченных платежей в своих портфелях – 0,1-4% портфеля.

Банки во главе угла

Традиционно основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний остаются банковские кредиты, но лизингодатели стараются диверсифицировать фондирование, чтобы не зависеть от конкретного кредитора и соответственно не транслировать его требования на своих клиентов, а выстраивать собственную политику.

«Наша частная банковская система оказалась очень слабо капитализированной, и значительные суммы долгосрочных ресурсов сама привлекала из-за рубежа. Поэтому все сейчас смотрят в сторону государства как источника последней инстанции. Сейчас много примеров того, что быть частью банковского холдинга – не преимущество, а недостаток. Лизинг требует долгосрочных кредитов – а много ли сейчас, в условиях тотального дефицита кредитных ресурсов, финансовых конгломератов, продолжающих вкладывать в одно из своих самых ресурсоемких направлений в ущерб быстро оборачиваемым и прибыльным? Банки, привыкшие занимать за рубежом, сейчас сами ищут деньги. Поэтому вопрос, кому проще, стоит так: стабилен ли холдинг – материнская компания лизингодателя, и достаточно ли у лизингодателя собственных средств – если он независимый», – говорит Александр Михайлов.

«Доля кредитов в пассивах ООО «СЛК» на 1 июля 2013 года составляет около 65%. Наибольшая доля ссудного портфеля, приходящаяся на одного кредитора – немногим более 40%. Стоимость фондирования для клиентов зависит от многих параметров – финансового состояния клиента, масштаба его деятельности и ряда иных факторов, например умения его финансовых служб торговаться (правдивая шутка)», – отмечает Иван Сербаев. «Петербургская лизинговая компания работает с крупнейшими банками РФ, доля основного банка-кредитора примерно 28%», – говорит Дмитрий Горизонтов. У «CARCADE Лизинг» доля крупнейшего кредитора не превышает 15-20% всего портфеля; также компания активно использует инструменты фондового рынка, расширяя долю публичных заимствований.

Стоимость фондирования крупнейших и инвестиционно привлекательных лизинговых компаний можно определить по параметрам их облигационных займов. Ставки купона, которые платят крупнейшие лизингодатели – от 8% до 14% годовых. По оценкам экспертов ИК «Регион», организатора многих выпусков облигаций лизинговых компаний, «сравнивая развитие лизингового бизнеса в России и рынка долговых бумаг компаний этого сегмента, можно констатировать недостаточность последнего. Доля средств от размещения облигаций в совокупной ресурсной базе лизинговых компаний составляет порядка 5%. На рынках США, Канады, Западной Европы этот показатель значительно выше – 12-15%. В России в обращении находятся 70 выпусков долговых бумаг лизинговых компаний, а с рождения этого рынка в нашей стране состоялось погашение 32 выпусков, 6 выпусков аннулированы, еще по четырем эмитент допустил дефолт. Лишь 5% общего количества действующих лизинговых компаний решились на выпуск облигаций».

«Доля банковских кредитов в ресурсах EUROPLAN составляет около 50%, еще около 20% приходится на международные финансовые институты, около 30% – на выпущенные облигации», – комментирует Александр Михайлов.

Без падения

По итогам опроса, проведенного «Эксперт РА» среди топ-менеджеров лизинговых компаний, 54% руководителей считают, что рынок (объем новых сделок) в 2013 году вырастет не более чем на 10%. Порядка 20% участников рынка ожидают стагнации, и только 10% участников – сокращения рынка. Ощутимого роста рынка (более 10%) ждут только 16% руководителей.

По прогнозу аналитиков «Эксперт РА», в 2013 году рынок вырастет на 8% (что сопоставимо с годовой инфляцией) в соответствии с оптимистичным сценарием и останется на прежнем уровне (прирост 0%) в случае реализации пессимистичного сценария. И тот и другой сценарий во многом зависят от динамики рынка железнодорожной техники, пока демонстрирующего снижение. Вместе с тем рост автолизинга и имеющиеся крупные сделки в авиализинге способны скомпенсировать падение в железнодорожном секторе.

Государство поможет

Механизмы господдержки лизингодатели считают одним из драйверов рынка. До 30 сентября для лизинговых компаний, предоставляющих услуги в Санкт-Петербурге, проводится конкурс на участие в программе предоставления поручительств некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса».

Прием конкурсных заявок будет осуществляться по рабочим дням с 9.30 до 13.00 и с 14.00 по 17.30 по адресу: 190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, 2.

Порядок отбора лизинговых компаний, требования к участникам и перечень необходимых документов содержится в Регламенте принятия решения о заключении соглашения с лизинговыми компаниями о порядке сотрудничества по предоставлению поручительств Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Регламент размещен на официальном сайте по адресу http://www.credit-fond.ru в разделе «Конкурсные процедуры».

Критерии отбора лизингодателей Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса

К участию в отборе приглашаются Лизинговые компании, соответствующие, в частности, следующим критериям:

– имеющие положительные финансовые результаты деятельности (прибыль) за предыдущий год и последний отчетный период нынешнего года;

– имеющие положительное аудиторское заключение по итогам работы за предыдущий год;

– имеющие опыт текущей деятельности по предоставлению имущества в лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства не менее 3 лет;

– не имеющие просроченной задолженности по обязательствам перед кредитными организациями и нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа и т. п. за 6 месяцев, предшествующих дате обращения;

– не имеющие задолженности по налоговым обязательствам, иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

– зарегистрированные или имеющие филиалы на территории Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность по предоставлению имущества в лизинг субъектам малого и среднего предпринимательства;

– доля просроченной задолженности по договорам лизинга на последнюю отчетную дату не превышает 2% объема лизингового портфеля.

Объем нового бизнеса

Объем сделок, по которым раннее из двух событий (закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга или получение аванса лизингополучателя, если аванс не нулевой) наступило не раньше первого дня исследуемого периода и не позже его последнего дня.

Текущий портфель компании

Объем лизинговых платежей к получению – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Объем полученных лизинговых платежей

Общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).