Национальные ориентиры

Российские власти ищут способ решить целый пласт национальных проблем, полученных вследствие распада Советского Союза. На вопрос, как укрепить единство российской нации, сохранив при этом этническое многообразие страны, должна ответить новая федеральная программа

Фото: Архив «Эксперт С-З»
Дисбаланс развития регионов после распада Советского Союза привел к тому, что в некоторых из них этническая самоидентификация опережала темпы формирования нового национального самосознания

После распада СССР вопрос национального самоопределения стал одним из самых острых для России и вновь образовавшихся стран – бывших республик. Идеи и цели, объединявшие советский народ, ушли в прошлое, и каждое государство было вынуждено самостоятельно решать вопрос национального самоопределения. С одной стороны, после распада единой государственной идеологии, национальность и этническое происхождение должны были стать главными ориентирами для самоидентификации. С другой, Советский Союз и был той единой национальной системой, сформировавшейся за долгие десятилетия.

В России наряду с другими вновь образовавшимися государствами предприняли попытку по-своему урегулировать эту проблему. В 1990-е годы был принят целый ряд законов, направленных на формирование национальной политики. Это и концепция государственной национальной политики от 1996 года, и законы «Об общественных объединениях», «О языках народов РФ», «О национально-культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и многие другие документы, направленные на этнокультурное развитие народов России.

Однако перевод страны на экономические рельсы обострил и без того намечавшиеся тенденции этнотерриториального обособления. Какого-то баланса в развитии регионов найти не удалось, межрегиональная дифференциация усиливалась, в некоторых регионах, таких как, например, Чеченская республика, этническая самоидентификация явно опережала темпы формирования нового национального самосознания. Единая советская идентичность заменялась часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. Этот процесс усугубил и рост миграции на постсоветском пространстве – Россия, переживавшая демографический спад в 1990-х и активно набиравшая темпы экономического развития в начале 2000-х, стала экономическим центром для мигрантов из бывших советских республик. Неконтролируемые миграционные потоки, рост нелегальной миграции привели не только к ряду нерешенных социальных вопросов, но и добавили сложностей к и без того болезненно проходящим процессам. Именно поэтому вопрос, как воспитать у всех проживающих на территории России граждан чувство принадлежности к единому обществу и государству, на сегодняшний день стал еще более актуальным.

На фоне этих в большей степени социально-экономических процессов нельзя оставлять без внимания и исторические особенности формирования России как многонационального государства. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Росси 193 народа, используются 277 языков и диалектов, из которых 89 закреплены в системе государственного образования (30 – в качестве языка обучения и 59 – в качестве предмета).

Слабое общероссийское национальное самосознание при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации, рост националистических настроений в среде различных этнических общностей стали причинами принятия федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» до 2020 года. Программа принята в августе этого года и в конечном итоге должна обеспечить координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Программа предполагает переход от ситуативной поддержки мероприятий в субъектах федерации к проектно-целевому финансированию комплекса мероприятий в сфере государственной национальной политики.

Объем финансирования до 2020 года составит более 6,7 млрд рублей, из которых более 4,5 млрд выделит федеральный бюджет. Основная часть этих средств будет направлена на поддержку региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Также в рамках программы пройдут различные мероприятия федерального уровня, такие как организация молодежного образовательного этнокультурного лагеря «Диалог культур», международного политологического форума «Российский Кавказ», всероссийского конкурса «Цыгане под небом» и многие другие.

Подобные мероприятия не только могут поспособствовать развитию единого этнокультурного пространства России, но и отчасти снизят прямой и косвенный экономический ущерб от межнациональной и межконфессиональной напряженности и приведут к улучшению инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа.

Предполагается, что к концу 2020 года доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности – 85%. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, возрастет до 305 тысяч человек.

«Эксперт Северо-Запад» задал специалистам вопрос, решает ли новая программа поставленные задачи, можно ли измерить эффект от нее и что в целом включает в себя понятие «российская нация»?

Санкт-Петербург

Статья опубликована в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»