Частно-государственное здоровье

Инновации
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)
Сфера здравоохранения, где основным инвестором остается государство, все больше привлекает и частников

Фото: архив «Эксперт С-З»

Рынок здравоохранения в России, по сути, выглядит так же, как и 20 лет назад, то есть государство остается основным финансовым источником, владельцем и управляющим в системе обеспечения населения медицинскими услугами и препаратами.

Частный сектор развивается преимущественно в сферах, находящихся на стыке медицины и сервиса, например, в косметологии. Также частные инвесторы вкладываются в клиники стоматологии, офтальмологии, гинекологии, урологии и в диагностические учреждения. То есть, в высоко маржинальные медицинские услуги.

Частный инвестор не мотивирован создавать многопрофильные медицинские центры и выступать заказчиком высокотехнологичных медико-фармацевтических производств.

Примеры частных инвестиций в многопрофильные лечебные учреждения – скорее исключения из правил. По данным председателя некоммерческого партнерства «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Захара Голанта, среди таких примеров – сеть многопрофильных клиник «МЕДСИ» и лечебно-диагностический центр международного института биологических систем им. С. М. Березина (ЛЦД МИБС). «МЕДСИ» объединяет клиники в 14 регионах России, включая Москву и Московскую область, но исключая Петербург.

Лечебно-диагностический центр МИБС имеет клиники в 56 регионах России, включая Петербург. Центр специализируется на протонной терапии (направление ядерной медицины, замена традиционной лучевой терапии).

Учреждения ЛЦД МИБС оборудованы системой телемедицины, что позволяет компании связывать сеть своих региональных центров с головным офисом в Петербурге, где специалисты делают заключение о диагнозе. Соответственно, региональным подразделениям достаточно держать  в штате только лаборантов и специалистов, проводящих исследование.

Эксперты отрасли считают, что с целью поддержки зарождающейся частной инициативы для подобных медучреждений необходимо устанавливать квоты госзаказа на обслуживание населения. Государственный заказ позволит пациентам получать конкурентоспособные по ценам качественные услуги, а учреждениям – загружать мощности.

Основная причина инертности государственных учреждений кроется в схеме их финансирования. Госучреждения получают деньги в соответствии с установленными тарифами на медобслуживание, которые не всегда покрывают реальные потребности поликлиники или стационара. Причем жесткие тарифные рамки распространяются не только на выделяемую сумму, но и на структуру ее расходов.

Решить задачу вовлечения частного инвестора в систему здравоохранения, по мнению Захара Голанта, может развитие государственно-частного партнерства, активно применяемое за рубежом. Суть механизма сводится к тому, что частная управляющая компания получает государственное лечебно-профилактическое учреждение в обмен на инвестиции в модернизацию фондов и обязательство оказывать услуги по госзаказу.

Другой пример сотрудничества государства и частных компаний в здравоохранении – создание на базе фармпредприятий «Биокад» (интервью с председателем совета директоров ЗАО «Биокад» Дмитрием Морозовым см. на стр. 42), и «Верофарм» научно-исследовательских лабораторий с привлечением студентов петербургских медицинских вузов. («Биокад» и «Верофарм» расположены на участке «Нойдорф» особой экономической зоны «Санкт-Петербург» в Стрельне.) На базе своих мощностей «Биокад» совместно с Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией организовал кафедру рекомбинатных белков.

Однако основная задача государства, считают эксперты отрасли – не столько инвестиционно участвовать в строительстве фармацевтических заводов, сколько обеспечить им рынок сбыта. Пока же ситуация иная. В открытый в сентябре 2013 года завод компании «Биокад» вложены, в том числе, государственные средства. Однако первый крупный заказ предприятие получило от правительства Бразилии.

Другой пример – научно-техническая технологическая фирма «Полисан», производство которой расположено во Фрунзенском районе Петербурга. Объем поставок лекарств этого предприятия во Вьетнам, Камбоджу, Венесуэлу, по оценке директора НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрия Чагина, превышает поставки на российский рынок.

По данным проведенного НП «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» исследования лекарственных закупок в Петербурге в 2012 году, экономия от замены импортных препаратов отечественными аналогами может превысить 1 млрд рублей. «Мы в состоянии повлиять на тот уровень затрат, который сейчас государство имеет при закупке импортных дорогих лекарственных средств. Дайте нам заказы», – выражает Дмитрий Чагин мнение фармпроизводителей. По его расчетам, стоимость импортного препарата после регистрации отечественного аналога падает в 20 раз. Тем не менее, пока существующие стандарты закупок будут ориентированы на импортные лекарства, отечественные частные фармацевтические компании останутся в тени.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама