Горзаказ примет инновации

Инновации
Москва, 30.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №39 (636)
Игорь Голиков: «Государство не должно поддерживать все кластерные объединения»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Вице-губернатор Петербурга Игорь Голиков отвечает за вопросы промышленной и научно-технической политики региона, развитие потребительского рынка, инвестиционной политики и госзаказа. Накануне инновационного форума он рассказывает, какие отрасли в Петербурге получат поддержку и как власти собираются повышать долю новых разработок местных компаний в горзаказе.

– С 2008 года в Петербурге формируется кластерный подход развития промышленности. Какие выводы можно сделать спустя пять лет?

– В 2008 году концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации была определена необходимость создания в стране сети территориально-производственных и инновационных высокотехнологичных кластеров. Кластерный подход уже занял одно из ключевых мест в стратегиях развития ряда регионов и муниципальных образований. Несколько проектов развития территориальных кластеров реализуются в инициативном порядке.

Выбор такого подхода объясняется широкомасштабным положительным опытом кластеризации экономик многих стран, доказавшим на практике свою эффективность в повышении конкурентоспособности экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Формирование кластеров продиктовано рыночной конъюнктурой и необходимостью быть конкурентоспособными на рынке производимой продукции. Несомненное преимущество кластерного подхода состоит также в обеспечении инновационной деятельности в условиях ограничения инвестиционных ресурсов.

Вообще, рассуждая о кластерной политике развития промышленности, мы прежде всего подразумеваем методику определения приоритетных кластеров, критерии их приоритетности, механизмы их отбора и поддержки. Государство не может и не должно поддерживать все кластерные объединения. Мы должны только обозначить для бизнес-сообщества, какие кластеры мы собираемся поддерживать, по какому принципу будем их отбирать и какое содействие будем им оказывать.

Делать масштабные выводы о реализации кластерной политики с 2008 года, наверное, не совсем правомерно. Формироваться на практике кластеры у нас начали только в последние два года.

Петербургские кластеры сейчас на слишком разных стадиях своего формирования. Есть быстро развивающиеся, мобильные секторы. Есть традиционные, тяжеловесные промышленные комплексы, которые постепенно адаптируются к новым реалиям. Есть наукоемкие отрасли, результата их работы необходимо долго и терпеливо ожидать.

– В разных отраслях – разные принципы объединения в кластеры. Предприятия радиоэлектроники объединились по продуктовому принципу, производители полимеров – по технологическому, кластер фармацевтических компаний – некоммерческое партнерство, не связанное ни технологиями, ни продуктом. То есть никаких стандартов объединения в кластер нет?

– Вариативность форм объединения в кластеры очень широка. Суть, тем не менее, неизменна – взаимодействие в области производства, образования, науки и продвижения продукции. Городская власть не диктует какие-либо схемы создания кластеров. Есть объективно приоритетные и перспективные отрасли, которые мы готовы поддерживать. По этой же причине город может инициировать создание кластерного объединения.

– Сколько кластеров в Петербурге?

– Как такового официального перечня кластеров не существует. В рамках комплексной программы «Наука. Промышленность. Инновации в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» упоминаются восемь основных кластеров: автомобильный, фармацевтической и медицинской промышленности, судостроительный, энергомашиностроительный, радиологический, информационных технологий, радиоэлектроники, городского хозяйства. Как вы понимаете, это действительно инновационные и приоритетные для города отрасли петербургской промышленности. Хотя есть и другие кластеры.

Министерство экономического развития РФ по результатам конкурсного отбора в августе 2012 года сформировало и утвердило перечень инновационных территориальных кластеров. В него из 14 приоритетных кластеров включен «кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга». В расширенный перечень вошел также «кластер информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга». В состав кластера входят 96 предприятий, организаций и вузов. Одна из его первоочередных задач – разработка региональной программы внедрения инновационных разработок участников кластера для использования в различных сферах городского хозяйства.

Соответственно, в период с 2013 по 2017 год предполагается софинансирование региональных программ развития кластеров из федерального бюджета.

Если Минэкономразвития РФ продолжит практику проведения конкурсов по отбору пилотных инновационных территориальных кластеров, Петербург, безусловно, примет в них участие.

Кластер судостроения – по сути судостроительная отрасль Петербурга. В ее составе 43 предприятия и организации. Половина – проектно-конструкторские и научно-исследовательские. Кластер обеспечивает занятость более 50 тысяч человек.

Объем выпускаемой петербургскими судостроителями продукции составляет 30% всей судостроительной продукции по стране. Экспортные поставки этих предприятий превышают 70% всех поставок российского судостроения.

Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Петербурга – один из 14 приоритетных. Сейчас правительство Петербурга в рамках исполнения стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года реализует ряд проектов в области фармацевтики, медицинской промышленности и биотехнологий. Их цель – повышение доли отечественных лекарственных препаратов на российском рынке до 50%, увеличение доступности лекарственных средств, повышение качества и эффективности оказываемых населению медицинских услуг. Город предоставляет налоговые льготы инвесторам, проводит подготовку территорий, снижает размер арендной платы за землю на период строительства производств резидентами кластера. Уже есть основания говорить о возрождении городской фармацевтической отрасли. В рамках проекта особой экономической зоны к нам пришли крупнейшие участники этого рынка – «Новартис» и «Биокад». На этапе строительства еще ряд фармацевтических предприятий.

Один из наиболее динамично развивающихся – автомобильный кластер. В городе размещены и функционируют производства ведущих мировых производителей: Toyota, General Motors, Nissan, Hyundai, ООО «Скания-Питер». В стадии запуска заводы компании MAN и «Ё-авто». Всего на четырех петербургских заводах выпускается 11 моделей автомобилей. Совокупная мощность действующих автосборочных производств нашего города – почти 400 тыс. автомобилей в год. В планах почти всех компаний – расширение производства и увеличение объемов выпуска продукции.

– Подведомственный вам комитет прорабатывает концепцию кластерной политики Петербурга. Что это за концепция?

– Реализацию кластерной политики в Петербурге предлагается осуществлять по схеме, в рамках которой на первом этапе планируется проведение экономического анализа городской промышленности с целью определения перспективных сегментов для кластеризации. Следующий этап – разработка критериев оценки приоритетности кластеров (проектов), по которым их выбирать. На базе этих критериев будет осуществляться отбор кластеров, их перечень утвердит экспертная комиссия промышленного совета. На следующем этапе согласовываются программы развития кластеров.

В итоге мероприятия программы развития кластера интегрируются в уже существующие механизмы государственной поддержки или после определения потребностей кластеров вносятся изменения в действующие отраслевые программы Петербурга.

– Какие приоритетные отрасли и направления будут обозначены в концепции?

– В данный момент анализируется текущее состояние городских кластеров и определяются перспективные отрасли промышленности.

– Какую поддержку получают предприятия из городского бюджета?

– Одна из основных проблем – дефицит квалифицированных кадров, прежде всего рабочих специальностей. Другое обязательное условие инновационного развития промышленности – техническое переоснащение производства. При высокой стоимости современного высокопроизводительного оборудования оно требует от предприятий существенных финансовых затрат. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях присоединения России к ВТО – в связи с возможным усилением конкурентных позиций зарубежных производителей.

Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Петербурге реализуется по таким направлениям, как содействие технологическому развитию и модернизации предприятий, кадровое обеспечение промышленности, развитие инновационной инфраструктуры и территорий, содействие развитию интеграционных процессов между субъектами промышленной деятельности, науки и образования Петербурга, стимулирование спроса на продукцию предприятий и др.

Всего по программе на развитие кластеров было направлено 49,1 млн рублей. Из общего объема наиболее значительные средства направлены на содействие техническому перевооружению производства, кадровое обеспечение, продвижение продукции предприятий на рынках, развитие научного потенциала Петербурга, популяризацию научных знаний и др.

Надо признать, что в течение первого года реализации программы, а он был очень важным, обнаружена явная необходимость ее доработки. Эту задачу решает Промышленный совет при губернаторе Петербурга – институт, воссозданный нами в марте 2013 года. Его формат позволяет привлечь к решению важных стратегических вопросов как профильные органы исполнительной власти, так и представителей промышленно-производственных ассоциаций.

В 2012 году оказана государственная поддержка субъектам промышленной деятельности Петербурга, субъектам научной и научно-технической деятельности в форме субсидии. Порядка 17,5 млн рублей было выделено на возмещение затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением вузов и научных организаций, расположенных в Петербурге.

Город осуществляет своего рода поддержку и стимулирование предприятий, будучи наиболее крупным потенциальным заказчиком инновационной продукции. Например, с переходом к новой системе реализации государственных закупок мы планируем составить перечень инновационной продукции, который будет учитываться при формировании городского заказа. Результатом станет повышение доли инновационной продукции в государственном заказе.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (636) 30 сентября 2013
    Экономическое развитие
    Содержание:
    Реклама